Поля агентности в сфере искусства: акторы, среды проявления и факторы формирования

Поля агентности в сфере искусства:
акторы, среды проявления и факторы формирования


Сорокин П. С.

кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией исследований человеческого потенциала и образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. psorokin@hse.ru

Афанасьева И. А.

аспирант, младший научный сотрудник Лаборатории исследований человеческого потенциала и образования НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. iaafanaseva@hse.ru

DOI: 10.31857/S0132162524100119
ID статьи на сайте журнала:


Исследование выполнено в рамках гранта Министерства науки и высшего образования РФ № 075-15-2022-325.


Ссылка при цитировании:

Сорокин П. С., Афанасьева И. А. Поля агентности в сфере искусства: акторы, среды проявления и факторы формирования // Социологические исследования. 2024. № 10. С. 129-138.
DOI 10.31857/S0132162524100119


Аннотация

Недостаточное понимание движущих сил и механизмов проактивного поведения человека обсуждается в последнее время как одна из ключевых проблем фундаментальной науки и практической политики. Одно из ключевых понятий в соответствующих отечественных и зарубежных научных дискуссиях – агентность (agency). Область искусства как одновременно среда проявления и фактор формирования агентности получает ограниченное внимание в современной литературе несмотря на то, что исторически занимает важное место в разработках социологов по проблемам структурной динамики (например, в трудах П. Бурдье, Б. Латура). На основе теоретического анализа и обзора современных дискуссий в сфере современного искусства, а также на базе пяти интервью с современными художниками, в статье обосновывается гипотеза о существовании «полей агентности» как особого типа социальных образований, являющихся не столько результатом изменения или развития существующих структур, но следствием непосредственного создания новых практик действия и сообществ, которые, в свою очередь, меняют более широкую среду. Гипотеза рассматривается как дополнение концепции полей стратегического действия Н. Флигстина и Д. Макадама, а также как уточнение выдвинутой ранее одним из авторов настоящей статьи концепции неоструктурации (деструктурации). Авторы приходят к выводу, что формирование полей агентности может являться важным механизмом, через который индивидуальное проактивное действие трансформирует социальный мир и который недостаточно изучен в современной социальной науке.


Ключевые слова
современное искусство; агентность; самостоятельность; неоструктурация; теория полей; поля агентности; стратегическое действие; самоорганизация


Список литературы

Аллахвердиев Т. К. Плавающая институциональность и параинституции в современном искусстве России: предпосылки и образы // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2023. № 8(1). С. 144–155.

Афанасьева И. А. Языковое поколение: слово в современном российском искусстве // Человек. 2022. Т. 33. № 6. С. 136–155. DOI: 10.31857/S023620070023384-9.

Афанасьева И. А., Сорокин П. С., Голощапов А. А. Агентность в современном европейском искусстве (2017–2023) в контексте социальных и культурных трендов: проявления и эффекты // Шаги/Steps. 2024. Т. 10. № 1. С. 341–362. DOI: 10.22394/2412-9410-2024-10-1-341-362.

Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни / Под ред. А. Пензина. М.: Ад Маргинем, 2013.

Кокошин А. А. Вой на и военное искусство: политологическое и социологическое измерения // Социологические исследования. 2015. № 3. С. 97–106.

Колычева В. А. Искусство оценки искусства: по результатам опроса художественного сообщества Санкт- Петербурга // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 100–109. DOI: 10.31857/ S013216250007451-9.

Кулева М. Социологические открытия «открытых систем» // Открытые системы. Опыты художествен ной самоорганизации в России. 2000–2020 / Ред.-сост. А. Ю. Трубицына. М.: МСИ «Гараж», 2020. С. 26–33.

Поланин Р. Self-organizing, или пересобирая самоорганизацию // Открытые системы. Опыты художе ственной самоорганизации в России. 2000–2020 / Пед.-сост. А. Ю. Трубицына. М.: МСИ «Гараж», 2020. С. 40–47.

Сорокин П. А., Головин Н. А. Эксперименты в социологии. О степени выраженности некоторых про явлений товарищества (альтруизма) на деле и на словах в зависимости от социальной дистан ции // Социологические исследования. 2022. № 1. С. 93–98.

Сорокин П. С. Проблема «агентности» через призму новой реальности: состояние и направ ления развития // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 103–114. DOI: 10.31857/ S013216250022927-2.

Сорокин П. С. Социологическая теория: вызовы и возможности российской социологии // Социоло гические исследования. 2021. № 11. С. 12–23. DOI: 10.31857/S013216250017006-9.

Трубицына А. Опыт проекта // Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в Рос сии. 2000–2020 / Ред.-сост. А. Ю. Трубицына. М.: МСИ «Гараж», 2020. C. 8–25.

Флигстин Н., Макадам Д. Теория полей. М.: ВШЭ, 2022. Archer M. S. Can Complexity Аdd anything to Critical Realism and the Morphogenetic Approach? // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2024. No.??. P. 1–12. DOI: 10.1111/jtsb.12419.

Cavazzoni F., Fiorini A., Veronese G. How do we assess how agentic we are? A literature review of existing instruments to evaluate and measure individuals’ agency. // Social Indicators Research. 2021. No. 59. P. 1125–1153.

Dow R., Warran K. et al. The arts in public health policy: progress and opportunities // The Lancet Public Health. 2023. No. 8(2). P. 155–160. DOI: 10.1016/S2468-2667(22)00313-9.

Dwivedi Y. K., Sharma A. et al. Evolution of artificial intelligence research in Technological Forecasting and Social Change: Research topics, trends, and future directions // Technological Forecasting and Social Change. 2023. No. 192. DOI: 10.1016/j.techfore.2023.122579.

Fligstein N., McAdam D. Toward a general theory of strategic action fields // Sociological theory. 2011. No. 29(1). P. 1–26. DOI: 10.1111/j.1467-9558.2010.01385.x.

Furuta J., Meyer, J.W., Bromley P. Education in a Postliberal World Society. The Oxford Handbook of Education and Globalization. Oxford: Oxford University Press, 2023.

Garcia A. The Walls of Wynwood: Art and Change in the Global Neighborhood. Diss. Princeton University, 2017.

Mironenko I. A., Sorokin P. S. Activity Theory for the De- Structuralized Modernity // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2020. No. 56. P. 1055–1071. DOI: 10.1007/s12124-020-09587-4.

Parker J. N., Corte U. Placing Collaborative Circles in Strategic Action Fields: Explaining Differences between Highly Creative Groups // Sociological Theory. 2017. No. 35(4). P. 261–287. DOI: 10.1177/0735275117740400.

Seidel M. F. Contemporary art: art and life // Multidisciplinary Core Scientific knowledge magazine. 2016. Vol. 7. P. 52–62.

Sorokin P. S. The Promise of John W. Meyer’s World Society Theory: “Otherhood” through the Prism of Pitirim A. Sorokin’s Integralism // The American Sociologist. 2020. Vol. 51. No. 4. P. 506–525. DOI: 10.1007/s12108-020-09468-8.

Sorokin P. S., Afanaseva I. A., Goloshchapov A. A. Art and Agency in the Era of De- Structuration: Exploring a New Field // Integrative Psychological and Behavioral Science. 2024. Vol. 58. P. 204–220. DOI: 10.1007/s12124-023-09777-w.

Содержание номера № 10, 2024