Трансляция научного опыта и личностное знание

Трансляция научного опыта и личностное знание


Гаврилова Е. В.

Кандидат психологических наук, научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета. Москва, Россия. g-gavrilova@mail.ru

Ушаков Д. В.

Член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией Института психологии РАН. Москва, Россия. dv.ushakov@gmail.com

Юревич А. В.

Член-корреспондент РАН, доктор психологических наук, профессор, зам. директора Института психологии РАН. Москва, Россия. yurev@orc.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Гаврилова Е. В., Ушаков Д. В., Юревич А. В. Трансляция научного опыта и личностное знание // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 28-35



Аннотация

Проверяется гипотеза, что в современной науке передача личностного знания является центральной проблемой при трансляции опыта новым поколениям ученых. Приведены результаты исследования, проведенного среди 170 докторов наук, ставших лауреатами премии “Лучшие молодые ученые РАН”. Как выяснилось, в научной продуктивности наиболее существенную роль играют факторы семьи и научной среды, причем семья упоминается в качестве источника научной продуктивности в два с лишним раза реже, чем научная среда. Около трети ученых выделили особую роль образовательной среды в их научных достижениях. Обучение в физико-математических школах, завоевание призовых мест на научных олимпиадах школьников, успеваемость в школе и институте не вошли в модель факторов формирования ученого.


Ключевые слова
личностное знание; ученые; образование; эксплицитное и имплицитное научение; научная продуктивность


Список литературы

Дружинин В.Н., Ушаков Д.В. (ред.) Когнитивная психология. Учебник для вузов. М.: Пер Сэ, 2002.

Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Под ред. В.А. Лекторского, В.А. Аршинова. М., 1995.

Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6. С. 12.

Ушакова Т.Н. Текст как объект психологического анализа // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 1. С. 107.

Campbell J.R. Early identification of mathematics talent has long-term positive consequences for career contributions // International Journal of Educational Research. 1996. № 25. Р. 485–496.

Cattell J., Brimhall D.R. American men of science. N.Y.: Science Press, 1921.

Feng A.X., Campbell J.R., Verna M.A. The talent development of American Physics Olympians // Gifted and talented international. 2001. № 16(2). Р. 108–114.

Roe A. The making of a scientist. N.Y.: Dodd, Mead, 1952.

Subotnik R.F., Steiner C.L. Adult manifestation of adolescent talent for science: A longitudinal study of 1983 Westinghouse science talent search winners // R.F. Subotnik, K.D. Arnold (eds). Beyond Terman: Contemporary longitudinal study of giftedness and talent. Norwood, N.Y.: Ablex, 1995. P. 52–76.

Weiner B. An attribution theory of motivation and emotion. New-York, Springer, 1986.

Содержание номера № 9, 2015