Успешность перехода «учеба-работа»: для кого дорога легче?

Успешность перехода «учеба-работа»:
для кого дорога легче?


Варшавская Е. Я.

доктор экономических наук, профессор Департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия evarshavskaya@hse.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Варшавская Е. Я. Успешность перехода «учеба-работа»: для кого дорога легче? // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 39-46



Аннотация

В статье рассматривается проблема перехода выпускников учебных заведений от учебы к работе. Эмпирической основой выступают данные опроса молодежи в возрасте 15–29 лет в 2012 г. в 11 субъектах РФ. Выполнен анализ факторов, влияющих на успешность перехода “учеба–работа”. Установлено, что профессиональное образование, в первую очередь высшее, увеличивает вероятность занятости выпускников, существенно снижает риски безработицы и экономической неактивности, сокращает время поиска первой работы. Показано, что значимым фактором, влияющим на эффективность перехода, является совмещение учебы и работы. Успешность перехода “учеба–работа” выше у молодых мужчин по сравнению с женщинами; у жителей городов – по сравнению с проживающими в сельской местности. Обосновано, что особую группу риска с точки зрения успешности перехода “учеба–работа” образует молодежь, завершившая обучение на уровне неполной средней школы: она имеет значимо более высокую вероятность длительной незанятости.


Ключевые слова
переход “учеба–работа”; занятость; экономическая неактивность молодежи; молодежная безработица


Список литературы

Андрущак Г.В., Прудникова А.Е., Шугаль Н.Б. Потоки обучающихся и финансовые потоки в системе образования России. М.: НИУ ВШЭ, 2012.

Апокин А.Ю., Юдкевич М.М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда // Вопросы экономики. 2008. № 6. С. 98–110.

Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов // Социологические исследования. 2005. № 4. С.136–139.

Бурдяк А.Я., Поливин О.С. Длительность поиска первой работы выпускниками учебных заведений России в переходный период // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой, О.В. Синявской. М.: НИСП, 2009. C. 265–290.

Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // Социологические исследования. 2008. № 8. С. 108–115.

Герчиков В.И. Феномен работающего студента вуза // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 87–94.

Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д. Работающий студент: мотивы, реальность, проблемы. М., 2009.

Рощин С.Ю. Переход “учеба–работа”: омут или брод? Препринт WP3/2006/10. М.: ГУ ВШЭ, 2006.

Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. 2014. № 2. С. 152–179.

Raffe D. Explaining National Differences in Education-work Transition // European Societies. 2014. Vol. 16. № 2. P. 175–193.

Ryan P. The School-to-Work Transition: a Cross-national Perspective // Journal of Economic Literature. 2001. Vol. 39. № 1.

Содержание номера № 2, 2016