Стратегические изменения университета для повышения конкурентоспособности

Стратегические изменения университета для повышения конкурентоспособности


Грудзинский А. О.

доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой университетского менеджмента и инноваций в образовании, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия. aog@unn.ru

Чупрунов Е. В.

Доктор физико-математических наук, профессор, ректор Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия chuprunov@phys.unn.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Грудзинский А. О., Чупрунов Е. В. Стратегические изменения университета для повышения конкурентоспособности // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 132-140



Аннотация

Сформулированы принципы и технологии стратегического преобразования вуза в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Дан анализ предпосылок организационных изменений российских вузов в контексте появления системы мировых рейтингов университетов. Отмечено, что в современных условиях университеты стали объектом приложения научных и практических методов менеджмента, включая методы управления изменениями, которые ранее применялись только к рыночным предприятиям. Описаны основные элементы стратегии и мероприятия по переходу вуза в целевое конкурентоспособное состояние. Обсуждена организационная специфика российского вуза как “профессиональной бюрократии”, усложняющая процесс изменений. Рассмотрен кейс стратегических организационных изменений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского – участника “Программы 5-100”. Охарактеризованы главные стратегические цели и технологии организационных изменений ННГУ за последние четверть века. Обсуждены результаты “мягкой” реорганизации ННГУ на основе проектно-ориентированного подхода. Дано описание основных элементов (стратегических инициатив) “дорожной карты” повышения конкурентоспособности ННГУ. Дорожная карта включает как стандартизированные стратегические инициативы, направленные на производство конкурентоспособных интеллектуальных продуктов в образовании, науке и инновационной деятельности, так и уникальные инициативы по развитию специфичных для ННГУ конкурентных преимуществ.


Ключевые слова
управление изменениями; стратегический менеджмент; повышение конкурентоспособности вузов; профессиональная бюрократия


Список литературы

Бедный А.Б., Грудзинский А.О. Интернационализация как драйвер инновационного развития университета // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 4–5. С. 114–120.

Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Инновационный университет и его выпускник – инноватор // Социология образования. 2014. № 5. С. 45–54.

Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориентированного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2003. № 3(26). С. 24–37.

Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 113–121.

Грудзинский А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2004.

Кемерон Э., Грин М. Управление изменениями: модели, инструменты и технологии организационных изменений. М.: Добрая книга, 2006.

Кожевина О.В. Управление изменениями. М.: Инфра-М, 2012.

Распопов В.М. Управление изменениями. М.: Магистр, Инфра-М, 2013.

Чупрунов Е.В., Грудзинский А.О. Технология успешного присоединения вуза: опыт Нижегородского университета // Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 4. С. 21–26.

Чупрунов Е.В., Стронгин Р.Г., Грудзинский А.О. Концепция и опыт разработки стратегии развития инновационного университета // Высшее образование в России. 2013. № 8–9. С. 11–18.

Широкова Г.В. Управление организационными изменениями. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2005.

Bok D. Universities in the Marketplace: The Commercialization of Higher Education. Princeton Oxford: Princeton University Press, 2003.

Clark B.R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science, 1998.

Henry J., Mayle D. (eds.) Managing Innovation and Change. London, Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publication Ltd. Second Edition, 2002.

Mintzberg H. Structure in fives. Designing effective organization. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice- Hall, 1983.

Phillips J. Enhancing the effectiveness of organizational change management // Human Resource Management. 1983. № 22(1–2). Р. 183–199.

Sadler P. (ed.) Strategic Change. Building a High Performance Organization. Oxford, New York, Tokyo: Elsevier Science, 1995.

Slaughter S., Leslie L.L. Academic Capitalism. Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 1997.

Содержание номера № 3, 2016