К вопросу о моделях социологического образования: опыт факультета социологии Санкт-Петербургского университета

К вопросу о моделях социологического образования:
опыт факультета социологии Санкт-Петербургского университета


Бороноев А. О.

Доктор философских наук, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия pavlovasoc@mail.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Бороноев А. О. К вопросу о моделях социологического образования: опыт факультета социологии Санкт-Петербургского университета // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 119-123



Аннотация

Рассмотрен опыт подготовки социологов на факультете социологии Санкт-Петербургского университета за 25 лет. Показано, что в основании петербургской модели социологического образования лежат фундаментальность, плюрализм и гуманизм, связанные с традициями русской субъективной школы. Представлены основные характеристики образования в сравнении с опытом других социологических коллективов страны. Проанализирована роль международного сотрудничества. Утверждается, что проблема качества подготовки социологов и будущее социологии связаны с творческим поиском новых форм работы, поэтому проблема моделей социологического образования заслуживает коллективного обсуждения.


Ключевые слова
российская социология; социологическое образование; институционализация; модели образования; петербургская модель социологического образования; качество образования; социологические школы; национальные традиции; перспективы социологии и социологического образования


Список литературы

Бороноев А.О. Социология и социологическое образование в Санкт-Петербургском университете. К 25-летию факультета социологии. СПбГУ, 2014.

Бороноев А.О., Скворцов Н.Г., Шаров А.Н. Ю.Н. Емельянов – социальный психолог и культурный антрополог // Вестник С.Петербургского университета. 2013. Серия 12. Вып. 4. С. 205–208.

Буланова М.В. Социологическое образование в России. М., 2011.

Голосенко И.А. Социологическая ретроспектива дореволюционной России. Избранные сочинения в 2-х книгах. Книга 2-я. СПб., 2002.

Добреньков В.И., Зборовский Г.Е., Нечаев В.Я. Социологическое образование в России. М., 2003.

Добреньков В.И., Кравченко А.И., Гутнов Д.А. Социологическое образование в России. М., 2009.

Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2008.

Ковалевский М.М. Социология в 2-х томах. Т. 1. СПб.: “Алетейя”, 1997.

Козлова О.Н. Курс теоретической социологии – роль опыта СПбГУ в развитии отечественной традиции // Социология в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургском государственном университете. СПб., 1999. С. 169–170.

Константиновский Д.Л., Овсянников А.А., Покровский Н.Е. Программы национального фонда подготовки кадров и обновление социологического образования в России // Социологический журнал. 2004. № 3/4. С. 120–142.

Рывкина Р.В. Парадоксы российской социологии // Социологический журнал. 1997. № 4. С. 197– 208.

Тощенко Ж.Т. Эволюция теоретической социологии в России (1950–2000-е гг.) // Вехи российской социологии. СПб.: “Алетейя”, 2010. С. 39–78.

Шереги Ф.Э. “Тогда я пришел к выводу: СССР стоит перед распадом” (интервью) // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2007. № 5. С. 5–14.

Kaufmann F.-X. Die Institutionalisierung der Fakultaat fur Sociologie // Sociologie in Bielefeld. Ein Ruckblick nach 25 Jahren. Bielefeld, 1995. S. 12–38.

Содержание номера № 4, 2016