Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России

Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России


Санина А. Г.

Кандидат социологических наук, доцент департамента государственного администрирования Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук “Высшая школа экономики”, Санкт-Петербург, Россия anna.g.sanina@gmail.com

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44-53



Аннотация

Российский патриотизм рассматривается в мировом контексте патриотического воспитания, гражданского образования и национально-государственного строительства. Приводятся данные всероссийских опросов, результаты шестой волны глобального исследования ценностей (World Value Survey 2010–2014), а также данные контент-анализа восьми документов патриотического воспитания США, Сингапура, КНР и России. Скачкообразный характер патриотической самоидентификации россиян свидетельствует, что внешние события играют большую роль в формировании патриотизма, а консолидация российского общества реализуется не через культивирование позитивных ценностей, а на основе негативных факторов, влияние которых может привести лишь к слепому, но не к конструктивному патриотизму. Такой подход интегрирует эмоциональное отношение гражданина к стране; государственную, гражданскую и национальную идентичность; подчеркивает важность традиций и ценностей, создавая конструкт активного и свободного социального поведения, не ущемляя альтернативных ценностей, традиций и установок.


Ключевые слова
патриотизм; патриотическое воспитание; гражданское образование; национально-государственное строительство; государственная политика; государственная программа; ATLAS.ti


Список литературы

Абрамов А. Патриотическая идеология в России: этапы эволюции // Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа: практика XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: РГУТиС, 2014. С. 6–14.

Балашов А. Российская армия: смена модели // Мир России. 2014. № 4. С. 148–177.

Гаврилюк В., Маленков В. 2007. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 44–50.

Голунов С. Патриотическое воспитание в России: за и против // Вопросы образования. № 3. С. 258–273.

Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы”. Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795 (ред. 07.10.2013 г.). Собрание законодательства РФ от 11.10.2010 г. № 41 (ч. 2). Ст. 5250.

Ешев М. Патриотизм в советской и постсоветской России // Власть. 2014. № 5. С. 85–88.

Концепция патриотического воспитания граждан РФ. Протокол заседания Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 21.05.2003. № 2(12)-П4.

Мукомель В. Ксенофобия и мигрантофобии в контексте культуры доверия // Мир России. 2014. № 1. С. 137–166.

Полюшкевич О. Социокультурная солидарность в трансформирующемся обществе. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014.

Пушкарева И. Идея патриотизма в истории советской и русской педагогики // Методические ориентиры. Пилотный выпуск. 2011. С. 11–15.

Рубцова М., Кексин А. “Идея государства” и “идея народа” как философские категории // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 4–2 (42). С. 167–169.

Bogdandy A., Haђußler S., Hanschmann F., Utz R. State-Building, Nation-Building, and Constitutional Politics in Post-Conflict Situations: Conceptual Clarifications and an Appraisal of Different Approaches // Max Planck Yearbook of United Nations Law. 2005. Vol. 9. P. 579–613.

Brayboy B., Castagno A., Solyom J. Looking into the hearts of Native Peoples: Nation building as an institutional orientation for graduate education // American Journal of Education. 2014. № 120 (4). P. 575–596.

Davidov E. Measurement Equivalence of Nationalism and Constructive Patriotism in the ISSP: 34 Countries in a Comparative Perspective Political Analysis // Political Analysis. 2009. Vol. 17(1). P. 64–82.

Finkel S.E. Civic Education and the Mobilization of Political Participation in Developing Democracies // The Journal of Politics. 2002. Vol. 64(4). P. 994–1020.

Janmaat J.G., Piattoeva N. Citizenship Education in Ukraine and Russia: Reconciling Nation-Building and Active Citizenship // Comparative Education. 2007.Vol. 43(4). P. 527–552.

Schatz R.T., Staub E., Lavine H. On the varieties of national attachment: Blind versus constructive patriotism // Political Psychology. 1999. № 20. Р. 151–175.

Sсhulman S. Challenging the Civil / Ethnic and West: East Dichotomies in the Study of Nationalism // Comparative Political Studies. 2002. Vol. 35. № 5. Р. 554–585.

Содержание номера № 5, 2016