Концептуальные представления о стратегиях «смешивания методов» (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии
Савинская О. Б.
Кандидат социологических наук, доцент департамента социологии факультета социальных наук НИУ “Высшая школа экономики”, Москва, Россия osavinskaya@hse.ru
Истомина А. Г.
Аспирант Научно-исследовательского университета “Высшая школа экономики”, Россия, Москва. aistomina@hse.ru
Ларкина Т. Ю.
Лаборант Лаборатории экономико-социологических исследований Научно-исследовательского университета “Высшая школа экономики”, Россия, Москва tlarkina@hse.ru
Круглова К. Д.
Лаборант Центра культурсоциологии и антропологии образования Научно-исследовательского университета “Высшая школа экономики”, Россия, Москва ksk@gorod.org.ru
Савинская О. Б., Истомина А. Г., Ларкина Т. Ю., Круглова К. Д. Концептуальные представления о стратегиях «смешивания методов» (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21-29
Проанализированы проблемы, связанные со стратегиями смешивания методов (mixed methods research). Для раскрытия тенденций развития этого методологического направления прослежены изменения в концептуальных представлениях с 1960-х гг. по настоящее время: от понятия триангуляции до разработки моделей дизайнов, реализующих комбинирование и интеграцию качественных и количественных методов. Рассматриваются основания классификации, предложенные Дж. Грином и его коллегами А. Брайменом, Дж. Кресвеллом, Д. Морганом и др. Обосновывается необходимость особой этики научной коммуникации в исследованиях, проводимых в рамках таких стратегий, в силу того, что практика “смешивания” предполагает командную работу разнокомпетентностных социологов.
Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в отдельно взятом исследовании // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2000. № 12. С. 5–24.
Демин А.Н. О совмещении количественного и качественного подходов в исследовательском цикле // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1999. № 11. С. 5–25.
Ипатова А.А. Насколько разумна наша вера в результаты опросов, или Нарушение исследовательской этики в социологических исследованиях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 3(121). C. 26–39.
Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980.
Оценка программ: методология и практика / Под ред. А.И. Кузьмина, Р. О’Салливан, Н.А. Кошелевой. М.: Престо-РК, 2009.
Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М.: МЦГИ, МФФ, 1998. Т. 1; Т. 2.
Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 2. Качественное социологическое исследование / Под ред. А.С. Готлиб. Самара, 2014.
Работа и семья в жизни женщин с детьми-дошкольниками / Под ред. О.Б. Савинской. М.: Вариант, 2008.
Савинская О.Б. Субъективность в качественном исследовании: новые подходы // Социологические исследования. 2007. № 10. С. 122–131.
Семенова В.В. Стратегии комбинации качественного и количественного подходов при изучении поколений // Интер: интеракция, интервью, интерпретация. 2014. № 8. С. 5–15.
Становление трудовых отношений в постсоветской России / Под ред. Д. ДеБарделебен, С. Климовой, В. Ядова. М.: Академический проект, 2004.
Татарова Г.Г. Методологическая травма социолога. К вопросу интеграции знания // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 3–12.
Терещенко О.В. Методология социальных исследований: вне количественно-качественной риторики // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. М.: РОС, 2012. С. 8648–8654.
Bryman A. Quantitative and qualitative research: further reflections on their integration // Mixing methods: qualitative and quantitative research. Avebury, 1992.
Bryman A. Quantity and quality in social research. London: Routledge, 1988.
Bryman A. Integrating quantitative and qualitative research: how is it done? Qualitative Research 2006. Vol. 6(1). P. 97–113.
Campbell D., Fiske D. Convergent and discriminant validation by the multitrait-multimethod matrix. Psychological Bulletin. 1959. Vol. 56. № 2 (March). P. 81–105.
Campbell D.T. “Degrees of freedom” and the Case Study // Comparative political studies. 1975. Vol. 8. № 2. P. 178–193.
Creswell J. Research design: Qualitative and quantitative approaches. Thousand Oaks, CA: Sage, 1994.
Creswell J. Research design: qualitative, quantitative and mix method approaches. Sage: Thousand Oaks, Calif., 2009.
Creswell J.W., Plano Clark V.L. Designing and Conducting Mixed Methods Research. Thousand Oaks, CA: SAGE, 2011.
Creswell J. Controversies in mixed methods research // The Sage handbook of qualitative research/ Ed. by N. Denzin. Thousand Oaks, Calif.: Sage, 2011.
Denzin N. The research act: a theoretical introduction into sociological methods. NY: McGraw-Hill, 1970.
Fetters M.D., Freshwater D. Publishing a Methodological Mixed Methods Research Article // Journal of Mixed Methods Research. 2015. Vol. 9. № 3. P. 203–213.
Greene J.C., Caracelli V.J., Graham W.F. Toward a Conceptual Framework for Mixed-Method Evaluation Designs // Educational Evaluation and Policy Analysis. 1989. Vol. 11. № 3. P. 255–274.
Hesse-Biber S., Johnson R. B. Coming at Things Differently Future Directions of Possible Engagement With Mixed Methods Research // Journal of Mixed Methods Research. 2013. Vol. 7. № 2. P. 103–109.
Johnson R., Onwuegbuziу A., Turner L. Toward a definition of mixed method research // Journal of mixed method research. 2007. Vol. 1. № 2. Р. 112–133.
Marti T.S., Mertens D.M. Mixed Methods Research with Groups at Risk New Developments and Key Debates // Journal of Mixed Methods Research. 2014. Vol. 8. № 3. P. 207–211.
Morgan D.L. Integrating qualitative and quantitative methods: A pragmatic approach. Thousand Oaks, Calif.: Sage, 2014.
Tashakkori A., Teddlie Ch. Mixed methodology: Combining qualitative and quantitative approaches. Thousand Oaks, CA: SAGE, 1998.
Todd J. D. 1979. Mixing qualitative and quantitative methods: Triangulation in action // Administrative Science Quarterly. 1979. Vol. 24. № 4 (December). P. 602–611.
Yin R.K. The Case Study Crisis: Some Answers Administrative Science Quarterly. 1981. Vol. 26. № 1. P. 58–65.