Цифровые данные — потенциал развития социологического знания

Цифровые данные — потенциал развития социологического знания


Дудина В. И.

доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной и отраслевой социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия. viktoria_dudina@mail.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Дудина В. И. Цифровые данные — потенциал развития социологического знания // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 21-30



Аннотация

Интенсивное развитие технологий Web 2.0, позволяющих людям общаться в сети Интернет, привело к тому, что теперь практически любой аспект повседневной жизни находит цифровое отражение. Исследования с использованием цифровых данных начали развиваться, однако основываются на моделях социальной реальности, появившихся в то время, когда большинство данных социологи получали опросными методами. В статье выдвигается предположение, что для более продуктивного использования цифровых данных необходимо пересмотреть базовые модели, которые лежат в основании социологических исследований. Целью статьи является поиск ответа на вопрос, как изменения в характере доступных социологам данных повлияют на пересмотр моделей социальной реальности и социального актора. В статье рассмотрены особенности цифровых данных и намечены возможности их использования.


Ключевые слова
цифровые данные; нереактивные методы; социальная реальность; социальный актор; постдемография


Список литературы

Дудина В.И. Социологическое знание в контексте развития информационных технологий // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 13–22.

Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом ВШЭ, 2014.

Социальные сети в России, весна 2015. Цифры, тренды, прогнозы. 2015. URL: http://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-vesna-2015-cifry-trendy-prognozy/ (дата обращения: 19.01.2015).

Burrows R., Savage M. After the Crisis? Big Data and the Methodological Challenges of Empirical Sociology // Big Data & Society. 2014. № 1(1). P. 1–6.

Dubbin R. The Rise of Twitter Bots // New Yorker, 2013, Nov. 15. URL: http://www.newyorker.com/online/blogs/elements/2013/11/the-rise-of-twitter-bots.html. (дата обращения: 19.01.2015).

Kellehear A. The Unobtrusive Researcher: a guide to methods. St Leonards, NSW: Allen & Unwin, 1993.

Latour B., Jensen P., Venturini T., Grauwin S., Boullier D. The Whole is Always Smaller Than It’s Parts – A Digital Test of Gabriel Tarde’s Monads // British Journal of Sociology. 2012. № 63(4). Р. 590 – 615.

Lee R.M. Unobtrusive Methods in Social Research. Buckingham: Open University Press, 2000.

Lyon D., Bauman Z. Liquid surveillance: a conversation. Oxford: Wiley, 2013.

Manovich L. Trending: The Promises and the Challenges of Big Social Data // Debates in the digital humanities / Edited by M.K. Gold. Minneapolis, MN: The University of Minnesota Press, 2012.

Marwick A. The public domain: Social surveillance in everyday life // Surveillance and society. 2012. № 9(4). Р. 378–393.

Mason H., Mattin D., Luthy M., Dumitrescu D. Trend-Driven Innovation: Beat Accelerating Customer Expectations. Oxford: Wiley, 2015.

Rogers R. Digital Methods. Boston, MA: The MIT Press, 2013.

Rogers R. The End of the Virtual: Digital Methods. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2009a.

Rogers R. Post-demographic machines// Walled Garden/ Edited by A. Dekker, A. Wolfsberger. Amsterdam: Virtueel Platform, 2009b.

Sloan L., Morgan J., Housley W., Williams M., Edwards A., Burnap P., Rana O. Knowing the Tweeters: Deriving Sociologically Relevant Demographics from Twitter // Sociological research online. 2013. № 18(3). URL: http://www.socresonline.org.uk/18/3/7.html (дата обращения: 19.01.2015).

Smith C. Social Media Demographics: the Surprising Identity of Each Major Social Network. 18 Oct., 2013. [Online]. URL: http://www.businessinsider.com/a-primer-on-social-media-demographics-2013–9 (дата обращения: 19.01.2015).

Their D. An estimated 83 million facebook profilers are fake// Forbes. 2012. Aug 2. [Online]. URL: http://www.forbes.com/sites/davidthier/2012/08/02/83-million-estimated-facebook-profiles-are-fake/ (дата обращения: 19.01.2015).

Tinati R., Halford S., Carr L., Pope C. Big Data: methodological challenges and approaches for sociological analysis // Sociology. A journal of BSA. 2014. № 48(4). Р. 663–681.

Webb E.J., Campbell D.T., Schwartz R.D., Sechrest L. Unobtrusive Measures: Nonreactive Research in the Social Sciences. Chicago: Rand McNally, 1966.

Webb E., Weick K.E. Unobtrusive measures in organizational theory: a reminder // Qualitative Methodology/ Edited by J. Van Maanen. Beverly Hills, CA: Sage, 1983.

Содержание номера № 9, 2016