Эволюция школьного экстерната: концепции, практики, проблемы

Эволюция школьного экстерната: концепции, практики, проблемы


Шманкевич Т. Ю.

Кандидат социологических наук, заместитель директора Центра социологических и интернет-исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия taverni0108@mail.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Шманкевич Т. Ю. Эволюция школьного экстерната: концепции, практики, проблемы // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 73-81



Аннотация

В статье рассмотрена эволюция школьного экстерната в России как отражение истории гражданского образования, диалога гражданина с государством. Описывается, как экстернат из компенсаторной практики для непривилегированных слоев населения превращается в альтернативную образовательную стратегию, основанную на самообразовании, развитии критичности мышления и росте гражданской активности. Анализируется трансформация школьного экстерната в советский период в рамках образования взрослых. Отдельно рассматривается феномен “детского” школьного экстерната. Особое внимание уделяется его эволюции в постсоветские годы.


Ключевые слова
гражданское образование; школьный экстернат; экстерны; социальный заказ на экстернат


Список литературы

Альтернативное образование: доступность выбора, социальная ниша для маргиналов или институт неравенства? Исследование негосударственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга: отчет по проекту. СПб.: ЦНСИ, 2007 (рукопись).

Басов С.А. Гражданское общество и гражданские отношения: поиск смысла // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 74–82.

Вечерняя школа: справочник по вопросам очного и заочного обучения работающей молодежи и взрослых. М., 1973.

Волков В. Советская цивилизация как повседневная практика: возможности и пределы трансформации // Куда идёт Россия? Общее и особенное в современном мире. М.: Интерцентр, 1997. С. 323–333.

Ганелин Р.Ш. Очерки по истории средней школы в России // М.-Л.: Учпедгиз, 1950.

История развития образования взрослых в России // Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики / Под ред. Е.П. Тонконогой. Т. I. Кн. I. СПб.: ИОВ РАО, 2000.

Национальная программа “Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации в XXI в.”. URL: http://ikondrashin.narod.ru/rus/grobr/prog.htm (дата обращения: 07.08.2015).

Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб., Воронеж, 1995.

Положение о школах рабочих подростков. 7 апреля 1925 г. URL: http://www.bestpravo.ru/sssr/ehpravo/ w8o.htm (дата обращения: 07.07.15).

Приказ Министерства Образования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884 “Об утверждении положения о получении общего образования в форме экстерната”. URL: http://base.garant.ru/182287/ (дата обращения: 07.07.15).

Туркина Ю.П., Комиссарова Л.Ф., Простосердов В.П. Среднее образование плюс повышение квалификации // Вечерняя средняя школа. 1975. № 4. URL: http://enc-dic.com/enc_sovet/Shkolamasterov- 110229/ (дата обращения: 08.08.2015).

Федеральный закон РФ “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ от 29.12.2012. URL: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 07.07.15).

Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Изд. Т-ва “Мир”, 1923. URL: http:// elib.gnpbu.ru/text/chehov_tipy-russkoy-shkoly_1923 (дата обращения: 06.06.2015).

Шманкевич Т.Ю. Школьный экстернат до и после принятия нового Закона об образовании // Сибирский учитель. 2014. № 2(93). С. 5–11.

Шманкевич Т.Ю. Школьный экстернат. Историко-социологический экскурс // Вестник СПбГУ. 2011. Серия 12. Вып. 1. С. 352–357.

Содержание номера № 9, 2016