Ролевое сообщество в современной России

Ролевое сообщество в современной России


Савченко Т. Н.

Кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института психологии РАН, Москва, Россия. SavchenkoTN@ipran.ru

Теславская(Олькина) О. И.

Аспирант Института психологии РАН, Москва, Россия. teslavskaia@gmail.com

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Савченко Т. Н., Теславская(Олькина) О. И. Ролевое сообщество в современной России // Социологические исследования. 2017. № 11. С. 140-146.
DOI 10.7868/S0132162517110150



Аннотация

В статье описаны результаты социологического опроса, проведенного в 2015–2016 гг. Анализ современной ролевой субкультуры и ее динамики (с 2002 по 2016 гг.) показал возрастающую ее привлекательность для лиц старше 30 лет. В составе данной субкультуры отмечено преобладание интеллектуальной, творческой и бизнес-интеллигенции. Помимо малых и больших ролевых игр живого действия, ролевики участвуют в настольных и видеоиграх, а также прочих формах ролевого моделирования, таких как балы, театрализованные бои и сражения, городские квесты, турниры, маневры. Участие в них воспринимается ролевиками как хобби со значимым социальным компонентом. Их привлекает также возможность реализовать эскапистские интенции к погружению в субъективно-альтернативную реальность и смены образа “Я” с реального на игровой. При этом две трети участников ролевых игр живого действия отмечают их позитивные эффекты и высокий тренинговый потенциал. Деятельность ролевого сообщества в настоящий момент в отличие от большинства других субкультурных объединений не утрачивает своей актуальности и достаточно органично вписана в современный российский социальный ландшафт.


Ключевые слова
ролевое движение; ролевая субкультура; ролевое сообщество; ролевые игры живого действия; ролевые конвенты; фестивали фантастики; ролевые игры


Список литературы

Герлах И. В. Воспитательный потенциал молодежных общественных организаций: сущность, средства и условия развития в контексте ролевого движения молодёжи. М.: Международная академия наук педагогического образования (МАНПО), 2008.

Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 79–87.

Луков В. А. Молодежные субкультуры в современной России // Гуманитарное знание: тенденции развития в XXI веке: В честь 70-летия Игоря Михайловича Ильинского / под общ. ред. Вал. А. Лукова. М.: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2006. С. 478–505.

Куприянов Б. В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии / Под ред. И. И. Фришман. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2002.

Куприянов Б. В., Подобин А. Е. Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.

Медведев Е. А. Субкультура участников ролевых игр и методы исследования ее воздействия на личность. Автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2004.

Окладникова Е. А. Социальный эскапизм современной российской городской молодежи: факторы, практики, следствия // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Социальные науки. 2014. № 3 (35). С. 74–83.

Орлов Д. В. Субкультура ролевиков в современном российском обществе. Дис. … канд. соц. наук. Саратов, 2009.

Писаревская Д. Б. Ролевые игры: пример “социализации” субкультуры // Этнографическое обозрение. 2008. № 1. С. 8–18.

Писаревская Д. Б. Феномен субкультуры ролевых игр в современном обществе. Дис… канд. ист. наук. Москва, 2009.

Сергеев С. А. Молодежные субкультуры в республике Татарстан // Социологические исследования. 1998. № 11. С. 25–30.

Славко М. А. Ролевое движение в России в 1990–2006 годы. Дис. … канд. ист. наук. Чебоксары, 2007.

Филиппова Т. В. Интернет-технологии в социологическом исследовании // Информационное общество. 2000. № 2. С. 13–16.

Krantz J. H., Dalai R. Validity of Web-based Psychological Research // Psychological Experiments on the Internet / Ed. by M. H. Birnbaum. San Diego: Academic Press, 2000. P. 35–57.

Milgram P., Kishino F. A taxonomy of mixed reality visual displays. IEICE Transactions on Information Systems // IEICE Trans, on Information and Systems (Special Issue on Networked Reality) E77-D (12). P. 1321–1329.

Содержание номера № 11, 2017