Социологическое образование: между стандартами и реалиями
Скворцов Н. Г.
Доктор социологических наук, профессор, декан факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия n.skvortsov@spbu.ru
Зырянов В. В.
Кандидат экономических наук, доцент социологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия vvzyryanov@gmail.com
Скворцов Н. Г., Зырянов В. В. Социологическое образование: между стандартами и реалиями // Социологические исследования. 2018. № 7. С. 30-40.
DOI 10.31857/S013216250000190-2
В статье рассматриваются процессы, определяющие развитие социологического образования в нашей стране за последние 8—10 лет. Выявлены количественные тенденции изменения масштабов и «распределённости» социологического образования, проанализированы проблемы его позиционирования в системе взаимоотношений с рынком труда. Особое внимание уделено профессиональной идентичности выпускников-социологов. Авторская гипотеза заключается в предположении, что инструментами гармонизации отношений между социологическим образованием и рынком труда могут служить отраслевая рамка квалификации и профессиональные стандарты. Обоснование выявленных тенденций в изменениях масштабов и структуры социологического образования опирается на анализ данных официальной статистики контингента и контрольных цифрах приёма на социологические факультеты и отделения. Анализ показал тенденцию к сокращению масштабов социологического образования и его концентрацию в столицах и центральных регионах РФ. Поиск возможностей сопряжения трудовых функций на рабочих местах и компетенций, формируемых во время обучения, проведён путём сопоставления возможностей проекта профессионального стандарта социолога и модели отраслевой рамки квалификаций. Обосновывается предположение о значительном позитивном влиянии, которое может оказать на развитие социологического образования введение (актуализация) профессионального стандарта социолога, а также обсуждается тезис о возможностях гармонизации отношений социально-гуманитарного образования в целом с рынком труда посредством использования отраслевой рамки квалификаций.
Аймалетдинов Т.А. Проблемы информатизации социологического образования в России // Социологический журнал. 2013. №4. С.59-71.
Бершадская М.Д., Чепуренко А.Ю. Новые образовательные стандарты по социологии и учебно-методические задачи социологических вузов // Социологические исследования. 2012. № 9. С. 122- 129
Горшков М.К., Ключарев Г.А. Профессиональное социологическое образование и обеспечение инновационного прорыва в системе образования // Социология образования. 2012. №9. С. 4-24.
Добреньков В.И., Зырянов В.В., Темнова Л.В. Социально-технологический подход в создании модели деятельности социолога // Социология образования. 2011. №12. С. 4-14.
Екимова Н.А. Свертывание образовательного потенциала регионов России // Высшее образование в России. 2017. № 5 (212). С. 34-44.
Зырянов В.В., Темнова Л.В., Сайко Е.А. Мониторинг основных образовательных программ по направлению «социология»: проблемы и тенденции // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 139-143.
Индикаторы образования: 2017: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
Караваева Е.В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 5-12.
Ключарев Г.А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. №11. С. 49-56.
Набиулина К.А., Солодников В.В., Цыбикова Д.Г. Выпускники социологических факультетов на рынке труда // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 81-91
Окольская Л.А. Ценности и нормы социологической профессии на сайтах факультетов и кафедр // Вестник Института социологии. 2010. № 1. С. 296-327.
Осадчая Г.И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых требований общества // Социологические исследования. 2009. №2. С. 102-107.
Радаев В.В. Российская социология в поисках своей идентичности // Социологические исследования. 2013. №7. С 3-17.