Репрезентация насилия в киноиндустрии

Репрезентация насилия в киноиндустрии


Тарасов К. А.

Доктор культурологии, профессор МГИМО (Университет) МИД Российской Федерации, Москва, Россия k.tarasov@inno.mgimo.ru

ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Тарасов К. А. Репрезентация насилия в киноиндустрии // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 65-73.
DOI 10.31857/S013216250000799-1



Аннотация

Репрезентация и потребление насилия в фильмах уходят своими корнями в биосоциальную и культурно-антропологическую природу человека. При всем том массовость габитуального потребления зрелища насилия — результат коммерчески обусловленного символического насилия. Контент-анализ кинопрограмм телевидения показал эскалацию экранного насилия в постсоветский период отечественной истории. На материалах социологического исследования (Киров, 2016 г.) рассматриваются потребление насилия в фильмах городскими кинопосетителями российской глубинки, конвергенция связанных с ним гендерных различий, психологическая и институционально-экономическая логика осуществляемого при этом символического насилия со стороны киноиндустрии. С привлечением материалов опроса старшеклассников в трех городах России верификации подвергается гипотеза о существовании группы риска среди потребителей экранного насилия. Приводятся эмпирические свидетельства в пользу способности насилия в фильмах стимулировать его применение в межличностных отношениях.


Ключевые слова
киноиндустрия; фильм; экранное насилие; зритель; символическое насилие; потребление; маскулинность; фемининность; группа риска; агрессивность


Список литературы

Гриффин Э. Коммуникации. Теории и практики / Пер. с англ. М.: Гум. центр, 2015.

Жабский М.И. Социодинамика кинематографической жизни общества. И.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2015.

Тарасов К.А. Насилие в фильмах: три условия миметического воздействия // Вестник ВГИК. 2015. № 2 (28). С. 90-95.

Тарасов К.А. От насилия в кино к насилию «как в кино»? // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 25-35.

Кравченко С.А. Междисциплинарная диагностика и контекстуальная экспертиза рисков, уязвимостей, безопасности и доверия // Вопросы анализа риска. 2017. N2 1 (25). С. 3-8.

Рондели Л.Д. Кино и его аудитория. Аналитическая летопись взаимоотношений (1969-2010 гг.). М.: ВГИК им. С.А. Герасимова, 2013.

Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог: Изд-во Ю.Д. Кучмы, 2004.

Шендрик А.И. Глобализация в системе культурологических координат// Культурологические записки. Вып. 9. Художественная культура в эру глобализации. М.: ГИИ, 2004. С. 135-176.

Юнг К.Г. и др. Человек и его символы / Под общ. ред. С.Н. Сиренко. М: Серебряные нити, 1997.

Alia-Klein N. et al. Reactions to media violence: it's in the brain of the beholder // PloS One (the Public Library of Science Journal). 2014. No. 9(9). URL: http://journals.plos.org/plosone/article7idH0.1371/journal.pone.0107260 (дата обращения: 22.08.2017).

Comstock G., Pailс H. Television and the American Child. New York: Academic Press, 1991.

Krahe B. Media violence use as a risk factor for aggressive behaviour in adolescence // European Review of Social Psychology. 2014. No. 1 (25). P. 71-106. URL: http7/www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10463283.2014.923177?src=recsys (дата обращения: 01.09.2017).

Signorielli N., Gerbner G., Morgan M. Violence on television: The Cultural Indicators project // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 1995. No. 2 (39). P. 278-283.

Stephenson W. The Play Theory of Mass Communication. Chicago: University of Chicago Press, 1967.

von Feilitzen C. Influences of mediated violence. International and Nordic research findings // Children and Youth in the Digital Media Culture. Yearbook 2010. From a Nordic Horizon / Ed. by U. Carllson. Goteborg: Nordicom, University of Goteborg, 2010. P. 173-188.

Violence on the Screen and the Rights of the Child. Report from a Seminar in Lund, Sweden, September 1995. Stockholm: Svensko Unescoredets skrittserie nr 2, 1996.

UNESCO Global Study on Media Violence. A Summary. 1998. URL: http://www.hinifoto.de/gaming/unesco.html#0 (дата обращения: 10.06.2017).

Baumann E. etal. Wie Medien genutzt werden und was sie bewirken. URL: http://www.bpb.de/izpb/7543/wie-medien- genutzt-werden-und-was-sie-bewirken?p=all (дата обращения: 10.06.2017).

Содержание номера № 8, 2018