Молодые ученые Казахстана: опыт построения научной карьеры

Молодые ученые Казахстана:
опыт построения научной карьеры


Абдирайымова Г. С.

Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии и социальной работы Казахского национального университета им. Аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан. gulmira.abdiraiymova@kaznu.kz

Биекенов К. У.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы Казахского национального университета им. Аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан. socio.kaz_2010@mail.ru

Бурханова Д. К.

Доктор PhD кафедры социологии и социальной работы Казахского национального университета им. Аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан. dana.burkhanova@kaznu.kz

Серикжанова С. С.

Доктор PhD кафедры социологии и социальной работы Казахского национального университета им. Аль-Фараби, Алматы, Республика Казахстан. sabira.serikzhanova@kaznu.kz

DOI: 10.31857/S013216250004016-0
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Абдирайымова Г. С., Биекенов К. У., Бурханова Д. К., Серикжанова С. С. Молодые ученые Казахстана: опыт построения научной карьеры // Социологические исследования. 2019. № 2. С. 119-129.
DOI 10.31857/S013216250004016-0



Аннотация

В статье представлен социологический анализ опыта построения научной карьеры молодыми учеными Казахстана. С опорой на данные опроса (личное формализованное интервью, глубинные интервью) получено целостное представление о статусе и карьере молодых ученых, включая понимание того, как молодые исследователи могут добиться успеха и способствовать развитию науки в стране и с какими препятствиями они сталкиваются в этом процессе. Особое внимание уделено жизненному пространству и ценностям, условиям, в контексте которых работают сегодня молодые ученые (early-career researchers), а также современным вызовам и рискам, возможностям и мотивациям, определяющим и формирующим их карьерные траектории в казахстанском научном пространстве.


Ключевые слова
молодой ученый; научная карьера; научный статус; жизненное пространство; ценности; престиж профессии


Список литературы

Гаврилов Е.В., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Трансляция научного опыта и личностное знание // Социологические исследования. 2015. № 9. С. 28–35.

Соколов М. Академический туризм: об одной форме вторичного приспособления к институтам интернациональной науки // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. 2009. № 5(67).

Соколов М., Губа К., Зименкова Т., Сафонова М., Чуйкина С. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 223–236.

Фурсов К., Рощина Я., Балмуш О. Факторы результативности научной деятельности: микроуровневый анализ // Форсайт. 2016. № 2(10). С. 44–56.

Bentley P.J., Coates H., Dobson I.R., Goedegebuure L., Meek V.L. (eds) Job Satisfaction around the Academic World. Springer Netherlands, 2013. DOI: 10.1007/978-94-007-5434-8.

Enders J., Kaulisch M. The Binding and Unbinding of Academic Careers // Teichler U. (ed.) The Formative Years of Scholars. London: Portland Press, 2006. P. 85–95.

Hemmings B., Kay R. University Lecturer Publication Output: Qualifications, Time and Confidence Count // Journal of Higher Education Policy and Management. 2010. Vol. 32. No 2. P. 185–197. DOI: 10.1080/13600800903575520.

Parker J. Comparing Research and Teaching in University Promotion Criteria // Higher Education Quarterly. 2008. Vol. 62(3). P. 237–251. DOI:10.1111/j.1468-2273.2008.00393.x.

Rice R.E., Sorcinelli M.D., Austin A.E. Heeding New Voices: Academic Careers for a New Generation. New Pathways Inquiry. No. 7. Washington, DC: American Association for Higher Education, 2000.

Smith J. Forging Identities; the Experiences of Probationary Lecturers in the UK // Studies in Higher Education. 2010. No. 35(5). P. 577–591. DOI: 10.1080/03075070903216650.

Solem M.N., Foote K.E. Concerns, Attitudes, and Abilities of Early Career Geography Faculty // Annals of the Association of American Geographers. 2004. No. 94(4). P. 889–912. DOI: 10.1111/j.1467-8306.2004.00440.x.

Содержание номера № 2, 2019