Молодые преподаватели в условиях дифференциации в российском высшем образовании: практики сотрудничества

Молодые преподаватели в условиях дифференциации в российском высшем образовании:
практики сотрудничества


Кармаева Н. Н.

Кандидат социологических наук, PhD, доцент Института образования НИУ «Высшая школа экономики», Россия, Москва nkarmaeva@hse.ru

Кармаев Н. А.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Россия, Санкт-Петербург karmaev@bk.ru

DOI: 10.31857/S013216250004279-9
ID статьи на сайте журнала:


Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики» и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5-100».


Ссылка при цитировании:

Кармаева Н. Н., Кармаев Н. А. Молодые преподаватели в условиях дифференциации в российском высшем образовании: практики сотрудничества // Социологические исследования. 2019. № 3. С. 63-72.
DOI 10.31857/S013216250004279-9



Аннотация

В России реализуется политика, направленная на укрепление позиции страны в академических рейтингах. Это политика приводит к дифференциации в высшем образовании. Появляются вузы, в большей степени ориентированные на академические исследования, так называемые «лидеры», и на преподавательскую функцию, так называемые «массовые университеты». В статье показано, как дифференциация в сфере высшего образования на макроуровне транслируется на микроуровень. Анализируются профессиональные ориентиры и практики сотрудничества молодых преподавателей социальных дисциплин, которые работают в этих типах вузов, с использованием методологии качественных интервью. Обращается внимание на то, как воспроизводятся структурные позиции молодых преподавателей в профессиональной иерархии на уровне кафедр и вузов и по отношению к исследовательской деятельности в целом. Молодые преподаватели по-разному локализованы в академической среде, различия между ними определяются не только имеющимися ресурсами, в том числе для исследовательской деятельности или других видов профессиональной активности, но и их профессиональными ориентирами. Мотивированные на профессиональную самореализацию преподаватели сотрудничают в академическом (преподавание и исследовательская деятельность) или неакадемическом (консультирование, проведение тренингов, различные подработки) контекстах. Практики сотрудничества преподавателей могут быть горизонтальными или вертикальными и реализовываться на различных уровнях. Однако в условиях изначально неравных возможностей вузов и преподавателей, через стратегии сотрудничества может воспроизводиться неравенство между преподавателями. Именно преподаватели из региональных вузов склонны взаимодействовать вне академической среды, что делает их позиции в отношении наиболее востребованной сегодня исследовательской продуктивности более уязвимыми.


Ключевые слова
высшее образование; вузы; молодые преподаватели; академические рейтинги; сотрудничество в академической среде; дифференциация


Список литературы

Бороноев А.О., Ломоносова М.В., Миронов Д.В., Скворцов Н.Г. Сохраняя отечественные традиции: возрождение социологического общества им. М.М. Ковалевского // Социологические исследования. 2016. № 11. С. 140–143.

Иконникова Н.К. Профессиональная и гражданская идентичность ученых в зеркале глобальной академической мобильности // Вопросы социальной теории. 2011. Т. 5. С. 319–336.

Кармаева Н.Н., Родина Н.В. Заведующие кафедрами в условиях меняющихся механизмов управления в высших учебных заведениях России // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 137–145.

Ключарев Г.А., Савенков А.И., Бакланов П.А. Кадры российской науки: проблемы и методы их решения // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 117–125.

Козьмина Я.Я. Предпочтения преподавателей вузов относительно научной деятельности и преподавания // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 135–151.

Массовое высшее образование. Триумф БРИК? / Пер. с англ. М.С. Добряковой, Л.Ф. Пирожковой; Под науч. ред. М.С. Добряковой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом «Высшей школы экономики», 2014.

Мертон Р.К. Эффект Матфея в науке, II: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // Thesis. 1993. Вып. 3. C. 256–276.

Назарова И.Б. Вызовы для российских университетов и преподавателей // Высшее образование в России. 2015. № 8–9. С. 61–68.

Савицкая Е.В., Алтунина Н.С. Высшее образование: репутационные эффекты, сигнальные искажения и благоприятный отбор // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017. Т. 9. № 1. С. 117–133.

Салми Д., Фрумин И.Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. 2007. № 3. C. 5–45.

Хагуров Т.А., Остапенко А.А. Реформа образованиями глазами учителей и преподавателей // Социологические исследования. 2014. № 11. С. 103–107.

Abbasi A., Hossain L., Leydesdorff L. Betweenness Centrality as a Driver of Preferential Attachment in the Evolution of Research Collaboration Networks // Journal of Informetrics. 2012. No. 6(3). P. 403–412.

Clark B.R. The Higher Education System: Academic Organization in Cross-National Perspective. Berkeley: University of California Press, 1983.

Hara N., Solomon P., Kim S.L., Sonnenwald D.H. An Emerging View of Scientific Collaboration: Scientists’ Perspectives on Collaboration and Factors that Impact Collaboration // Journal of the American Society for Information Science and Technology. 2003. No. 54(10). P. 952–965.

Hattke F., Blaschke S., Frost J. From Voluntary Collective Action to Organized Collaboration? The Provision of Public Goods in Pluralistic Organizations // Multi-Level Governance in Universities / Ed. by J. Frost, F. Hattke, M. Reihlen. Cham: Springer Science+Business Media, 2016. Р. 115–140 (The Series Higher Education Dynamics. 2016. Vol. 47).

He B., Ding Y., Ni C. Mining Enriched Contextual Information of Scientific Collaboration: A Meso Perspective // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2011. No. 62(5). P. 831–845.

Hüther O., Krücken G. Nested Organizational Fields. Isomorphism and Differentiation among European Universities // The University Under Pressure (Research in the Sociology of Organizations. Vol. 46) / Ed. by E.P. Berman, C. Paradeise. Emerald Group Publishing Limited, 2016. P. 53–83.

Jones B.F., Wuchty S., Uzzi B. Multi-University Research Teams: Shifting Impact, Geography, and Stratification in Science // Science. 2008. No. 322. P. 1259–1262.

Lee S., Bozeman B. The Impact of Research Collaboration on Scientific Productivity // Social Studies of Science. 2005. No. 35(5). P. 673–702.

Melin G. Pragmatism and Self-organization: Research Collaboration on the Individual Level // Research Policy. 2000. No. 29(1). P. 31–40.

Selvaratnam V. The Higher Education System in Malaysia: Metropolitan, Cross-National, Peripheral or National? // Higher Education. 1985. No. 14(5). P. 477–496.

Witzel A. Das problemzentrierte Interview // Qualitative Forschung in der Psychologie. Grundlagen. Verfahrensweisen. Anwendungsfelder / Hrsg. G. Juettermann. Weinheim und Basel: Beltz. 1985. S. 227–256.

Содержание номера № 3, 2019