Академический дискурс журнала «Социологические исследования» (по публикациям главного редактора)
Тепавчевич М.
Доктор филологических наук, доцент филологического факультета Университета Черногории, Никшич, Черногория migat@t-com.me
ID статьи на сайте журнала:
Тепавчевич М. Академический дискурс журнала «Социологические исследования» (по публикациям главного редактора) // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 30-36.
DOI 10.31857/S013216250005788-9
Статья призвана привлечь внимание к рефлексии специфики русского академического дискурса, которая в первую очередь обусловлена культурной традицией автора, а также особенностями жанра, в котором она выражена. Анализируя элементы рефлексивности дискурса в русскоязычных академических статьях, можно прийти к выводам о том, в какой степени эта рефлексивность присутствует в русском языке, как единицы дискурса используются в рассматриваемых текстах, к выводам о стилистических предпочтениях авторов. Статья построена на дискурс-анализе около ста публикаций в журнале «Социологические исследования» его главного редактора (1995–2018) Ж.Т. Тощенко.
Blagojević S. Akademski diskurs pod lupom kontrastivne analize // Lingvističke analize. Zbornik u čast 25 godina Instituta za strane jezike u Podgorici. Podgorica: Institut za strane jezike, 2004. S. 97–109. [Blagojević S. (2004) My Zodiac Sign Is Virgo. Academic Discourse under Lupus Contrast Analysis. In: Language Analysis. Proceedings in Honor of the 25-year-old Institute of Foreign Languages in Podgorica. Podgorica: Institute of foreign languages: 97–109. (In Croat.)]
Blagojević S. Autorovo ograđivanje kao retorička strategija u akademskom diskursu: kontrastivna analiza // Zbornik radova Filozofskog fakultata. Novi Sad, 2007. 37. S. 125–133. [Blagojević S. (2007) Author's Fence as a Rhetorical Strategy in Academic Discourse: Contrast Analysis. In: Proceedings of the Faculty of Philosophy. 37. Novi Sad: 125–133. (In Croat.)]
Blagojević S. «Mi» kao «mi» ili «mi» kao «ja»: prvo lice množine kao eksponent autorovo prisustva u akademskom pisanom diskursu // Zbornik matice srpske za filologiju i lingvistiku. Novi Sad. 2011. 54/2. S. 207–218. [Blagojević S. (2011) «We» as «We» or «We» as «I»: the First Person Plural as an Exhibitor of the Author's Presence in Academic Written Discourse. In: Proceedings of Serbian Philology and Linguistics. 54/2. Novi Sad: 207–218. (In Croat.)]
Blagojević S. Diskursna refleksivnost u akademskim tekstovima – kontrastivni pristup // Leksika, gramatika, diskurs. Zbornik u čast Veri Vasić. Novi Sad. 2014. S. 439–457. [Blagojević S. (2014) Discourse Reflexivity in Academic Texts-contrast Approach. In: Vocabulary, Grammar, Discourse. Choir in honor of Vera Vasich. Novi Sad: 439–457. (In Croat.)]
Fuko M. Reči i stvari. Beograd: Nolit, 1971. [Foucault M. (1971) Words and Things. Belgrade: Nolit. (In Serb.)]
Katnić-Bakaršić M. Između diskursa moći i moći diskursa. Zagreb: Naklada Zoro, 2012. [Katnić-Bakaršić M. (2012) Between the Discourse of Power and the Power of Discourse. Zagreb: Naklada Zoro. (In Croat.)]
Klikovac D. O naučnom funkcionalnom stilu // Književnost i jezik. Beograd. 2004. 51/1–2: 23–38. [Klikovac D. (2004) About Scientific Functional Style. Literature and Language. 51/1–2: 23–38. (In. Serb.)]
Ristić D. Značenja delanja: sociološka analiza diskurzivnih praksi ideologije. Doktorska disertacija. Novi Sad, 2015. [Ristić D. (2015) Division Values: a Sociological Analysis of the Discursive Practices of Ideology. Doctoral thesis. Novi Sad. (In Croat.)]
Crismore A., Farnsworth R. (1990) Metadiscourse in Popular and Professional Science Discourse. In: Nash W. (ed.). The Writing Scholar: Studies in Academic Discourse. Newbury Park, CA: SAGE: 118–136.
Keller R. (2013) Doing Discourse Research: An Introduction for Social Scientists. London: Sage Publications.
Lyons J. (1977) Semantics. Cambridge: Cambridge University Press.
Mauranen A. (1993) Cultural Differences in Academic Rhetoric: A Text-Linguistic Study. Frankfurt am Main: Peter Lang.
Toumi N. (2009) A Model for the Investigation of Reflexive Metadiscourse in Research Articles. Language Studies Working Papers. University of Reading. 1: 64–73.