Брак, семья, обучение: установки и представления студентов

Брак, семья, обучение:
установки и представления студентов


Назарова И. Б.

Доктор экономических наук, ведущий эксперт Центра социального предпринимательства и социальных инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия. inna-nazarova@mail.ru

Зеленская М. П.

аспирант кафедры социологии Российского университета дружбы народов, Москва, Россия. maria_perova@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250005795-7
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Назарова И. Б., Зеленская М. П. Брак, семья, обучение: установки и представления студентов // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 78-89.
DOI 10.31857/S013216250005795-7



Аннотация

На материалах проведенного в 2018 г. опроса студентов изучены их социальные представления о репродуктивных установках и репродуктивном поведении. Выбран метод виньеток c включением пяти факторов-ценностей, описывающих репродуктивное поведение и жизненную траекторию обучающихся. Использование методологии определения структуры социальных представлений позволило выделить четыре группы, существенно различающиеся по представлениям о репродуктивном поведении и построении карьеры. Чаще всего (более 60%) поддерживают поведение тех сверстников, которые во время обучения нашли спутника жизни (создали семью), начали работать и планируют профессиональную карьеру. Рациональным считается, по мнению 47–58% респондентов, также нацеленность на завершение обучения, с отложенным созданием семьи и рождением ребенка, и началом работы после окончания вуза. Менее приемлемое для студентов развитие событий (поддержано от 30 до 44% респондентов) – жизнь в период обучения в вузе без определенной стратегии, когда предполагается поступать спонтанно в зависимости от обстоятельств. Наименее желательное развитие событий для студента (поддержали менее трети) связано с отсутствием ценности высшего образования. Определена связь между характеристиками респондента, репродуктивными установками и представлениями о них: студенты, имеющие установки создать семью и родить детей, ожидаемо чаще поддерживают рождение ребенка у своих сверстников, обучающихся в вузе. Представители славянских этнических групп, прежде всего девушки, считают, что создание семьи в студенчестве следует отложить. Аборт поддерживают две трети студентов, если рождение ребенка препятствует продолжению обучения, вступлению в брак, развитию партнерских отношений.


Ключевые слова
репродуктивные установки; социальные представления; студенты; семья; брак; виньетки


Список литературы

Аналитический отчет по итогам выборочного наблюдения репродуктивных планов населения в 2012 году (опубликовано 24.01.2013 г.). URL: http://www.gks.ru/free_doc/2012/demo/orp.doc (дата обращения: 08.02.2019).

Архангельский В.Н., Зинькина Ю.В., Коротаев А.В., Шульгин С.Г. Современные тенденции рождаемости в России и влияние мер государственной поддержки // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 43–50.

Безрукова О.Н. Модели родительства и родительский потенциал: межпоколенный анализ // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 85–97.

Безрукова О.Н. Ценности детей и родительства: межпоколенческая динамика // Социологический журнал. 2017. № 1. С. 88–110. DOI: 10.19181/socjour.2017.23.1.5003.

Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. М.: Мысль, 1985.

Буркина О.В., Прокопенко Л.А. Современные тенденции сексуального поведения девушек студенческого возраста // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 96–98.

Гурко Т.А. Репродуктивные планы супругов // Социологические исследования. 2014. № 9. С. 77–85.

Калачикова О.Н. Некоторые аспекты репродуктивного поведения студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 132–136.

Калачикова О.Н., Шабунова А.А. Возможности и резервы повышения рождаемости в России // Проблемы развития территории. 2013. № 6(68). С. 66–72.

Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. 2003. № 6. С. 78–87.

Назарова И.Б., Зеленская М.П. Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи (обзорная статья) // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 12 / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества; Отв. ред. В.И. Герасимов. М., 2017а. Ч. 3. С. 523–525.

Назарова И.Б., Зеленская М.П. Исследование репродуктивных установок студенческой молодежи: ценностный аспект (обзорная статья) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017б. Т. 17. № 4. С. 555–567. DOI: 10.22363/2313-2272-2017-17-4-555-567.

Пузанова Ж.В., Тертышникова А.Г. Метод виньеток в социологических исследованиях: методологические принципы и методические решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2015. Т. 15. № 4. C. 44–56.

Пышкина А.С., Жабина У.В., Османов Э.М., Ведищев С.И. К вопросу о репродуктивных установках современной студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. 2011. Т. 16. № 6–1. С. 1532–1534.

Пятунина О.И., Шубина О.А. Формирование традиционных семейных ценностей у современной студенческой молодежи // Педагогика и современность. 2016. № 1(21). С. 71–74.

Синельников А.Б. Супружество, отцовство и материнство в российском обществе // Социологический журнал. 2015. № 4. С. 132–148.

Alexander C.S., Becker H.J. The Use of Vignettes in Survey Research // The Public Opinion Quarterly. 1978. Vol. 42. No. 1. P. 93–104.

Finch J. The Vignette Technique in Survey Research // Sociology. 1987. Vol. 21. No. 1. P. 105–114.

Ganong L.H., Coleman M. Multiple Segment Factorial Vignette Designs // Journal of Marriage and Family. 2006. Vol. 68. No. 2. P. 455–468.

Rateau P., Moliner P., Guimelli C., Abric J.-C. Social Representation Theory // Van Lange P., Kruglanski A., Higgins T. (eds) Handbook of Theories of Social Psychology. Vol. 2. London; Thousand Oaks, CA: Sage, 2011. P. 478–498.

Straits B.C. Factors Influencing College Women's Responses to Fertility Decision-making Vignettes // Journal of Marriage and Family. 1985. Vol. 47. No. 3. P. 585–596.

Содержание номера № 7, 2019