Преподавание основ религии в общеобразовательных школах (на примере республик Северного Кавказа)

Преподавание основ религии в общеобразовательных школах (на примере республик Северного Кавказа)


Дзуцев Х. В.

доктор социологических наук, профессор, заведующий Центром исследований приграничных регионов Института социально-политических исследований РАН, заведующий кафедрой социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия. khasan_dzutsev@mail.ru

Корниенко Н. В.

научный сотрудник Центра исследований приграничных регионов Института социально-политических исследований РАН, аспирантка кафедры социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Россия. a-editor@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250006178-8
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Дзуцев Х. В., Корниенко Н. В. Преподавание основ религии в общеобразовательных школах (на примере республик Северного Кавказа) // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 150-156.
DOI 10.31857/S013216250006178-8



Аннотация

Сегодня во всех школах России вводятся единые образовательные стандарты уроков религиозного воспитания для учащихся начальных и средних классов, однако общественное мнение по вопросу изменения стандартов светского общего образования до сих пор не изучено. Для преодоления этого пробела проведены опросы. В качестве места их проведения выбраны наиболее сложные и разнообразные в этническом, религиозном и культурном аспектах регионы, которые благодаря своим особенностям являются и самыми информативными с точки зрения столкновения религиозных интересов, – республики Северного Кавказа. Проведенные ранее исследования показали высокое уважение к представителям всех монотеистических религий со стороны подавляющего большинства жителей республик СКФО РФ, однако вопросы преподавания основ своей и чужих религий в общеобразовательных школах остры и потенциально конфликтны. Выявлены значительные различия в отношении к урокам религиозного образования в различных республиках. Делается вывод о необходимости учета общественного мнения для адекватной корректировки изменения стандартов общего образования на Северном Кавказе и в других субъектах России с высокой поликонфессиональностью.


Ключевые слова
общеобразовательная школа; федеральные образовательные стандарты; преподавание основ религии; Северный Кавказ; религиозное возрождение

Содержание номера № 8, 2019