Российская социология кино в контексте развития общества
Жабский М. И.
доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник Академии медиаиндустрии, Москва, Россия. m.zhabsky@gmail.com
Тарасов К. А.
Доктор культурологии, профессор МГИМО (Университет) МИД Российской Федерации, Москва, Россия k.tarasov@inno.mgimo.ru
ID статьи на сайте журнала:
Жабский М. И., Тарасов К. А. Российская социология кино в контексте развития общества // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 73-81.
DOI 10.31857/S013216250007449-6
В статье анализируется развитие социологии кино, изменение фокуса ее исследовательского поиска и институциональной организации в контексте социально-экономических и политических трансформаций, пережитых российским обществом за последние сто лет. Авторы выделяют в ее истории пять волн, перемежавшихся двумя длительными паузами: дореволюционный почин, возникновение и становление советской социологии кино (середина 1920-х – 1933), возрождение социологии кино в атмосфере «оттепели» и ее профессионализация в период «развитого социализма» (1963–1985), перестроечная (1985–1991) и постсоветская (с 1991 г. по настоящее время). В заключение дается оценка современного состояния российской социологии кино. Указывая на резкое сокращение числа исследований, проводимых в рамках данной дисциплины, и, как следствие, на практическое отсутствие должной информационно-социологической поддержки российского кинематографа, авторы приходят к выводу об опасности сложившейся на сегодняшний день ситуации.
Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. М.: Республика, 1998.
Зак А.И. Кинематограф, книга и дети // Публика кино в России. Социологические свидетельства 1910–1930-х годов / Вст. статья, сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. М.: Государственный институт искусствознания; Канон+; РООИ «Реабилитация», 2013. С. 51–64.
Лебедев Н. Внимание: кинематограф! M.: Искусство, 1974.
Лебедев Н. 67 ответов (К вопросу об изучении зрителя) // Публика кино в России. Социологические свидетельства 1910–1930-х годов / Вст. статья, сост., прим. Ю.У. Фохт-Бабушкина. М.: Государственный институт искусствознания; Канон+; РООИ «Реабилитация», 2013. С. 215–218.
Садуль Ж. Всеобщая история кино. Т. 2: Кино становится искусством: 1909–1914. М.: Искусство, 1958.
Самое важное из всех искусств: Ленин о кино. Сборник документов и материалов. М.: Искусство, 1973.
Фохт-Бабушкин Ю.У. Возникновение и становление в России социологических исследований кинопроцесса (1910–1930-е гг.) // Социология и кинематограф / Под общ. ред. М.И. Жабского. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. С. 235–264.
Эйзенштейн С. Принципы нового русского фильма. Доклад С.М. Эйзенштейна в Сорбонском университете // Эйзенштейн С. Избранные произведения в шести томах. Т. 1. М.: Искусство, 1964. С. 547–559.
Altenloh E. Zur Soziologie des Kino. Die Kino-Unternehmung und die sozialen Schichten ihrer Besucher. Jena, 1914.
Diederichs Н.H. Frühgeschichte deutscher Filmtheorie: ihre Entstehung und Entwicklung bis zum Ersten Weltkrieg. Frankfurt am Main: Univ.-Bibliothek Johann Christian Senckenberg, 1996. URL: http:// publikationen.ub.uni-frankfurt.de/volltexte/2005/563/pdf/fruefilm.pdf (дата обращения: 31.07. 2019).
Dudley A. Concepts in Film Theory. Oxford: Oxford University Press, 1984.
Prokop D. Soziologie des Films. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1982.