Декларация ценностей в орденах и медалях:
исторический аспект
Бубнова И. А.
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой зарубежной филологии, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. aribubnova@gmail.com
Казаченко О. В.
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры зарубежной филологии, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. kazachenko_07@mail.ru
Токарева Е. А.
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. tokarev-elena@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала:
Бубнова И. А., Казаченко О. В., Токарева Е. А. Декларация ценностей в орденах и медалях: исторический аспект // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 131-139.
DOI 10.31857/S013216250007443-0
В основе данной статьи – исследование, выполненное на стыке социологии, истории, этносоциолингвистики, психолингвистики и посвященное сравнительному анализу наградной системы России с 1917 г. по настоящее время. Система наград рассматривается как социальный конструкт, который создается государством в соответствии с его целями и задачами, определяющими запрос на определенный тип поведения человека, и используется им в дальнейшем для формирования ценностных ориентиров личности. Продемонстрировано, что существовавшие до 1950-х гг. ордена и медали коррелировали с важнейшими историческими событиями и задачами, решаемыми государством, а правила награждения не допускали различных толкований, что в совокупности позволяло эффективно воздействовать на массовое сознание. Выявлены факторы, способствовавшие утрате воспитательной функции наград в поздний период существования СССР. Определены различия между современной российской системой наград и дореволюционной, а также советской. Реформы наградной системы, проявившиеся в упразднении советских орденов и медалей и восстановлении орденов, существовавших до 1917 г., являются выражением кардинальной перестройки внешней политики и требований, предъявляемых государством к поведению и ценностно-смысловой сфере личности.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.
Бутакова Л.О., Вязигина С.Ю. Ценностная составляющая языкового сознания американцев // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2. Языкознание. 2017. Т. 16. № 2. С. 99–108.
Винокурова А.В. Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций в отечественной социологии // Труды Дальневост. гос. техн. ун-та. 2005. № 139. С. 53–58.
Гриценко Е.С., Кирилина А.В. Язык и глобализация в контексте лингвистического образования: конструктивистский подход // Высшее образование в России. 2011. №. 3. С. 69–75.
Гроссул В.Я. О периодизации всемирной и отечественной истории // Российская история. 2007. № 3. C. 122–139.
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.
Кирилина А.В. Концепции языка в эпоху глобализации // Вестник Московского института лингвистики. 2013. № 1. С. 17–30.
Колесников Г.А., Рожков А.М. Ордена и медали СССР. М.: Воениздат, 1978.
Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: Исследования по современному русскому языку и социолингвистике. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Лебон Г. Психология толп. М.: ИП РАН; «КСП+», 1998.
(Нео)психолингвистика и (психо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем / Под ред. В.В. Красных. М.: Гнозис, 2017.
Тарасов Е.Ф. Язык как средство трансляции культуры // Язык как средство трансляции культуры. М.: Наука, 2000. С. 45–53.
Everett D.L. Language: The Cultural Tool. New York: A Division of Random House, 2012.