Социальные последствия финансиализации образования
Яковлева Н. Г.
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института Экономики РАН; ведущий научный сотрудник философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия tetn@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала:
Яковлева Н. Г. Социальные последствия финансиализации образования // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 104-114.
DOI 10.31857/S013216250007744-1
На основе марксистского подхода обсуждается концепция финансиализации образования как института современного этапа позднего капитализма. Ее сущностью является подчинение сферы образования финансовому капиталу и его акторам. Раскрыто влияние процесса финансиализации образования на общество и человека. Финансовый капитал, подчиняя содержание, цели и ценности образования, формирует социальный контекст, в котором образование становится проводником финансиализации общества, формирует социальные стереотипы поведения социальных групп и в итоге приводит к формированию социального типа человека – homo finansus. Это, в свою очередь, усиливает и ускоряет финансиализацию экономики и общества в целом. Показаны общие и особенные черты финансиализации образования и других сфер, ведущие к формированию нового – финансово ориентированного – типа поведения.
Бодрунов С.Д. Ноономика. М.: Культурная революция, 2018.
Бок Д. Университеты в условиях рынка. Коммерциализация высшего образования. М.: НИУ ВШЭ, 2012.
Бузгалин А.В., Колганов А.И. Реиндустриализация как ностальгия? Теоретический дискурс // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 80–94.
Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 43–53.
Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал. Т. 2: Теория: Глобальная гегемония капитала и ее пределы. М.: ЛЕНАНД, 2018.
Дежина И.Г., Ключарев Г.А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48.
Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: НИУ ВШЭ, 2011.
Левина И.Г. К вопросу о соотношении реального и финансового секторов // Вопросы экономики. 2006. № 9. C. 83–102.
Чепуренко А.Ю. Маркс в университете 3.0? // Социологические исследования. 2018. № 5. С. 26–34.
Рязанов В.Т. (Не)реальный капитализм. Политэкономия кризиса и его последствий для мирового хозяйства и России. М.: Экономика, 2016.
Чэнь Хун, Яковлева Н.Г. Маркс в XXI веке: исследования и преподавание (международный контекст) // Вопросы философии. 2019. № 2. С. 72–81.
Яковлева Н.Г. Коммерциализация российского высшего образования: историко-логические контрапункты // Экономическое возрождение России. 2017а. № 4. С. 49–59.
Яковлева Н.Г. Коммерциализация, бюрократизация, менеджеризация образования постсоветской России: политэкономический взгляд // Проблемы теории и практики управления. 2017б. № 3. С. 122–131.
Яковлева Н.Г. Образование в России: общественное благо или коммерческая услуга? // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 149–153.
Education at a Glance 2014: OECD Indicators. OECD Publishing, 2014. URL: http://www.oecd.org/education/ Education-at-a-Glance-2014.pdf (дата обращения: 24.03.2019).
Educational Opportunity for All: Overcoming Inequality throughout the Life Course. OECD Publishing, 2017. URL: https://read.oecd-ilibrary.org/education/educational-opportunity-for-all_9789264287457- en#page1 (дата обращения: 24.03.2019)
Jameson F. Postmodernism or the Cultural Logic of Late Capitalism. London; New York: Verso, 1991.
Klikauer T. Managerialism: а Critique of an Ideology. London: Palgrave Macmillan, 2013.
Krippner G.R. The Financialization of the American Economy // Socio-Economic Review. 2005. No. 3. P. 173–208.
Mandel E. Late Capitalism. London; New York: Verso, 1987.
Wissema J. Towards the Third Generation University: Managing the University in Transition. Cheltenham: Edward Elgar, 2009.