Контексты формирования профессиональных компетенций у рабочей молодежи: завод, вахта, «гараж»

Контексты формирования профессиональных компетенций у рабочей молодежи: завод, вахта, «гараж»


Андреева Ю. В.

Кандидат психологических наук, доцент Ульяновского государственного университета, Ульяновск, Россия yulia.andre@gmail.com

Лукьянова Е. Л.

Старший преподаватель Ульяновского государственного университета, Ульяновск, Россия lukyanova.jenya@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250009111-5
ID статьи на сайте журнала:


Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 18-411-730012 (2018–2019 гг.). Также использовались материалы проекта РФФИ № 17-03-00716 (2017–2018 гг.).


Ссылка при цитировании:

Андреева Ю. В., Лукьянова Е. Л. Контексты формирования профессиональных компетенций у рабочей молодежи: завод, вахта, «гараж» // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 105-116.
DOI 10.31857/S013216250009111-5



Аннотация

В статье авторы задаются проблемой профессиональных компетенций молодых рабочих. На материалах исследований, проведенных в Ульяновске в 2017–2019 гг., последовательно рассматриваются отношение к труду и понимание мастерства, которые складываются у молодежи, работающей на заводе, в «гаражном» предприятии или выбирающей вахтовую занятость. Показывается, что в каждом из этих случаев востребован свой тип работника с отличным набором умений, навыков и профессиональных ценностей. Вместе с тем в статье отмечаются общие черты трудового самосознания молодежи, позволяющие молодым рабочим адаптироваться к разным типам занятости и сферам деятельности. Как важный фактор трудового поведения рассматривается прерывность трудовой карьеры рабочей молодежи, частая смена ею не только мест работы, но и специальностей, приводящая к возникновению новых смыслов профессионального развития.


Ключевые слова
молодежь; рабочий класс; профессионализм; профессиональная идентичность; трудовое поведение; отношение к труду


Список литературы

Дудырев Ф.Ф., Романова О.А., Шабалин А.И. Дуальное обучение в российских регионах: модели, лучшие практики, возможности распространения // Вопросы образования. 2018. № 2. C. 117–138. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-2-117-138.

Лыткина Т.С., Ярошенко С.С. Возможна ли социология для трудящихся классов сегодня? // Мир России. 2019. № 1. С. 101–123. DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-1-101-123.

Маркова С.М., Наркозиев А.К. Производственное обучение как составная часть профессиональной подготовки будущих рабочих // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 1. URL: https:// vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/753/644 (дата обращения: 03.07.2019).

Плюснин Ю.М., Заусаева Я.Д., Жидкевич Н.Н., Позаненко А.А. Отходники. М.: Новый хронограф, 2013.

Селеев С.С., Павлов А.Б. Гаражники / Науч. ред.: С.Г. Кордонский. М.: Страна Оз, 2016.

Темницкий А.Л., Максимова О.Н. Мотивация интенсивного труда рабочих промышленного предприятия // Социологические исследования. 2008. № 11. C. 13–23.

Трудоустройство молодежи. Трудоустройство выпускников системы среднего профессионального образования (2016–2018 гг.) / Гл. ред. Т.Л. Клячко. М.: ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС, 2019.

Шершнева Е.Л. О причинах дефицита квалифицированных рабочих на российском рынке труда: спрос на профессиональную подготовку со стороны рабочих // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 3. С. 140–160.

Krzywdzinski M. Automation, Skill Requirements and Labour-use Strategies: High-wage and Low-wage Approaches to High-tech Manufacturing in the Automotive Industry // New Technology, Work and Employment. 2017. Vol. 32. Iss. 3. P. 247–267.

OECD Employment Outlook. Paris: OECD Publishing, 2017.

Yeoman R. Meaningful Work and Workplace Democracy: A Philosophy of Work and a Politics of Meaningfulness. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2014.

Содержание номера № 4, 2020