Ориентированность молодежи на конкуренцию и предпринимательство
Шафранов-Куцев Г. Ф.
доктор философских наук, профессор кафедры общей и экономической социологии, научный руководитель, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. g.f.kucev@utmn.ru
Черкашов Е. М.
кандидат социологических наук, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия. emtch53@rambler.ru
ID статьи на сайте журнала:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Государственного задания, код проекта 28.2941.2017/4.6.
Шафранов-Куцев Г. Ф., Черкашов Е. М. Ориентированность молодежи на конкуренцию и предпринимательство // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 117-123.
DOI 10.31857/S013216250009174-4
Авторами рассмотрены условия, факторы и мотивы ориентации молодежи на предпринимательство с позиции оценки ею личной конкурентоспособности. Исследование опирается на концепцию алгоритма поведения взаимодействующих акторов, акцентирующую внимание на характеристиках: «конкурентоориентированность» – «компетенции» – «конкурентные преимущества» – «конкурентоспособность» («4-К»). Эмпирическую базу исследования составили данные анкетирования 956 представителей работающей молодежи в городах Тюмень, Тобольск, Ишим и фокус-групп с молодыми предпринимателями и студентами, имеющими установку на предпринимательство. Основные результаты исследования: 1) наиболее конкурентоспособными ощущают себя молодые люди, кто способен влиять на ход своей жизни; 2) повышение квалификации, непрерывное и целенаправленное самообразование, овладение профессиональными, предпринимательскими и деловыми компетенциями трансформируют образовательный, инновационный потенциал в особое конкурентное преимущество, обеспечивающее конкурентоспособность; 3) обладание деловой компетенцией обеспечивает условия успешного осуществления жизненной траектории как предпринимателей или наемных работников.
Богатырева К.А., Широкова Г.В. Переход от предпринимательских намерений к действиям по созданию бизнеса на примере российских студентов // Форсайт. 2017. Т. 11. № 3. С. 25–36. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.3.25.36.
Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М.: ИЭС; СПб.: Алетейя, 2005.
Резник С.Д. Кто научит студента жить? // Высшее образование в России. 2015. № 1. С. 146–152.
Резник С.Д., Коновалова Е.С. К проблеме конкурентоориентирования студентов высших учебных заведений // Экономическое возрождение России. 2012. № 1(31). С. 18–26.
Резник С.Д., Коновалова Е.С., Сочилова А.А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность студенческой молодежи России. Опыт, проблемы, перспективы. М.: Инфра-М, 2013.
Резник С.Д., Черниковская М.В., Сочилова А.А. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность выпускника вуза: опыт, перспективы научного поиска // Проблемы современной экономики. 2013. № 3(47). С. 399–402.
Цуканова Т.В. Роль вуза в формировании предпринимательских намерений студентов: российский контекст // Современная конкуренция. 2017. № 1(61). С. 69–103.
Широкова Г., Цуканова Т., Богатырева К. Факторы формирования предпринимательских намерений российских студентов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Менеджмент». 2015. № 3. С. 21–46.
Шкаратан О.И., Карачаровский В.В. Русская трудовая и управленческая культура: опыт исследования в контексте перспектив экономического развития // Мир России. 2002. Т. 11. № 1. С. 3–56.
Chukhlomin V. How to Get Skilled: A Brief Introduction to Individual Skills Management. Saratoga Springs, NY: Upward Mobility Books, 2018.
Chukhlomin V. Self-Management and Self-Marketing: A Strategic Approach to Employability Skills Development. Saratoga Springs, NY: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2014.