Теория рационализации Макса Вебера как методология понимания современных социокультурных процессов

Теория рационализации Макса Вебера как методология понимания современных социокультурных процессов


Зарубина Н. Н.

доктор философских наук, профессор кафедры социологии – кафедра социологии Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России, Москва, Россия. n-zarubina@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250009355-3
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Зарубина Н. Н. Теория рационализации Макса Вебера как методология понимания современных социокультурных процессов // Социологические исследования. 2020. № 6. С. 3-15.
DOI 10.31857/S013216250009355-3



Аннотация

Анализируется теория рационализации М. Вебера и демонстрируютсяее эвристические возможности для понимания социокультурных проблем цифрового общества. Показано, что множественность выделенных Вебером типов рационализации формирует исследовательскую программу исторической социологии, основанную на их сравнительном изучении. Обосновано, что важнейшим фактором становления капитализма как исторически уникального хозяйственного и социокультурного порядка на Западе стала материальная рационализация, подобной которой не знала ни одна из цивилизаций. Проанализированы концепты материальной и формальной рационализации, обосновано, что под универсальностью капитализма западного типа Вебер понимал распространение формальной рациональности в современных обществах. Показаны эвристические возможности концепта формальной рациональности для анализа социокультурных процессов в контекстах цифровизации, выявления ее противоречий и иррациональных последствий. Выдвинуто предположение о противоречии между формальной рационализацией цифровых алгоритмов и растущей иррационализацией повседневных человеческих практик. Показано, что основной проблемой развития в современном мире становится отсутствие трендов материальной рационализации, без которой невозможен выход человечества на качественно новый уровень развития. Высказано предположение, что обоснование необходимости идейных и духовных прорывов для развития общества стало важнейшим итогом теории рационализации Вебера.


Ключевые слова
наследие М. Вебера; историческая социология; рационализация; материальная рациональность; формальная рациональность; иррациональность; цифровизация; цифровое общество; социальные сети; сетевые сообщества


Список литературы

Вебер М. История хозяйства. Биржа и ее значение. М.: Гиперборея; Кучково поле, 2007.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990a. С. 707–735.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990b. С. 61–272.

Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990c. С. 307–343.

Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 78–308.

Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Т. I: Социология. М.: ВШЭ, 2016.

Гайденко П.П. Социология Макса Вебера // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 5–43.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.

Давыдов Ю.Н. Веберовская теория капитализма – ключ к универсальной исторической социологии // История теоретической социологии. Т. 2. М.: Канон+, 2002. С. 376–408.

Давыдов Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности (Новые подходы к изучению социологического наследия Макса Вебера) // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 736–770.

Забаев И.В. Ницшеанский взгляд на стодолларовую купюру: чтение веберовской «Протестантской этики» в связи с замечаниями современного экономиста // Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 1. С. 20–71. DOI: 10.17323/1726-3247-2019-1-20-71.

Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: Макс Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РХГИ, 1998.

Капелюшников Р.И. Гипноз Вебера. Заметки о «Протестантской этике и духе капитализма». Часть I // Экономическая социология. 2018а. Т. 19. № 3. С. 25–49. DOI: 10.17323/1726-3247-2018-3-25-49.

Капелюшников Р.И. Гипноз Вебера. Заметки о «Протестантской этике и духе капитализма». Часть II // Экономическая социология. 2018b. Т. 19. № 4. С. 12–42. DOI: 10.17323/1726-3247-2018-4-12-42.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 5–237.

Орлова Л.В. Интеллектуальная пассивность и цифровое слабоумие // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна: ГСГУ, 2016. С. 308–311.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В., Львова Е.Н. Цифровая культура: правила, ответственность и регуляция // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна: ГСГУ, 2018. С. 374–379.

Albrow M. The Application of the Weberian Concept of Rationalization to Contemporary Conditions // Max Weber, Rationality and Modernity. London: Allen & Unwin, 1987.

Andreski S. Max Weber’s Insights & Errors. London: Routledge, 1984.

Buss A. Die Wirtschaftsethik des russisch-orthodoxen Christentums. Heidelberg: Winter, 1989.

Kalberg S. Max Webers Typen der Rationalität. Grundsteine für die Analyse von Rationalisierung-Prozessen in der Geschichte // Max Weber und die Rationalisierung Sozialen Handelns. Stuttgart: Enke, 1981.

Makimoto T., Manners D. Digital Nomad. Chichester: Wiley, 1997.

Schluchter W. Rationalismus der Weltbeherrschung. Studien zu Max Weber. Frankfurt-am-Main: Suhrkamp, 1980.

Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. B. I: Konfuzianismus und Taoismus. Tübingen: Mohr, 1923а.

Weber M. Gesammelte Aufsätze zur Religionssoziologie. B. II: Hinduismus und Buddhismus. Tübingen: Mohr, 1923b.

Содержание номера № 6, 2020