Преимущества и риски социальной работы в оценках социальных работников

Преимущества и риски социальной работы в оценках социальных работников


Елютина М. Э.

Доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой социологии социальной работы Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия. elutina133@mail.ru

Климова С. В.

доктор социологических наук, профессор, преподаватель Саратовского областного базового медицинского колледжа, Саратов, Россия. klimovasv@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250009560-9
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Елютина М. Э., Климова С. В. Преимущества и риски социальной работы в оценках социальных работников // Социологические исследования. 2020. № 11. С. 107-117.
DOI 10.31857/S013216250009560-9



Аннотация

Статья посвящена анализу преимуществ и рисков социальной работы в Комплексных центрах социального обслуживания населения. Показано, как социальные работники определяют для себя смысл своей деятельности и мотивы прихода в профессию, каковы их ожидания в отношении целей и действий клиентов и сложившиеся практики отношений/взаимодействий с ними. Анализ глубинных интервью с социальными работниками Центров позволил выявить содержательные трудности, уязвимые стороны и преимущества данного вида деятельности. Исследование механики поведения социальных работников (способов достижения доверия со стороны клиентов, причин его утраты) раскрывает характер их взаимодействия с клиентами, а также их логику «обхода» нормативных предписаний и преодоления границ собственных привычек за счет расширения спектра ориентирующих ценностей в поисках альтернативных решений проблем повседневной жизни клиентов. В профессиональной деятельности социальные работники склонны проявлять характерологическую и/или профессионально привитую моральную ориентацию, а не своекорыстное желание личных преимуществ. По мнению респондентов, профессия социального работника, имея позитивный рейтинг по такому показателю, как «развитое моральное чувство», значительно отстает по другим показателям и до сих пор идентифицируется главным образом с механической деятельностью.


Ключевые слова
социальная работа; социальное обслуживание; источники мотивации; практики ухода и обслуживания; профессиональный статус; культура соучастия


Список литературы

Балабанова Е.С. Концепция меритократизма в современных исследованиях организаций // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. ХIХ. № 2. С. 60–73.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-центр; Медиум, 1995.

Бобылева Н.И., Шовина Е.Н. Социальная работа в современных российских анекдотах // Социологические исследования. 2015. № 7. С.107–116.

Лефевр А. Повседневное и повседневность // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. № 3. С. 33–36.

Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий // Социологический журнал. 2000. № 1–2. С. 16–35.

Малофеев И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения. М.: Дашков и К, 2012.

Романов П.В. Новая идеология и практика социальных услуг: оценка эффективности в контексте либерализации социальной политики // Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: МОНФ; ЦСПГИ, 2007. С. 9–36.

Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России // Отечественный журнал социальной работы. 2003. № 3. С. 27–48.

Хьюз Э.Ч. Ошибки на работе // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6. № 3. С. 385–396.

Шило А.С. Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 6(50). С. 11–123.

Шютц [Шюц] А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2003.

Содержание номера № 11, 2020