Стратегии выхода студентов белорусских вузов на регулируемый рынок труда

Стратегии выхода студентов белорусских вузов на регулируемый рынок труда


Титаренко Л. Г.

доктор социологических наук, профессор Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь; ассоциированный научный сотрудник Социологического института РАН – филиала ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия larissa@bsu.by

Широканова А. А.

кандидат социологических наук, доцент департамента социологии, старший научный сотрудник, Лаборатория сравнительных социальных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия ashirokanova@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250010303-6
ID статьи на сайте журнала:


Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта БРФФИ № Г18Р-241, а также в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии в рамках государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации «5–100».


Ссылка при цитировании:

Титаренко Л. Г., Широканова А. А. Стратегии выхода студентов белорусских вузов на регулируемый рынок труда // Социологические исследования. 2020. № 12. С. 128-138.
DOI 10.31857/S013216250010303-6



Аннотация

На молодежном рынке труда, ограниченном государственным регулированием, могут формироваться особые трудовые стратегии студенчества. В статье раскрываются социально-экономические особенности такого рынка и анализируется выход на него студентов старших курсов в зависимости от их трудового статуса в период учебы, критериев выбора места работы и планов работать по специальности. На основе кластерного анализа данных опросов студентов белорусских вузов в 2016, 2017 и 2019 гг. охарактеризованы типичные трудовые стратегии. Выявлено, что преобладают ориентации на сочетание интереса к содержанию труда и высокой зарплаты с различными, потенциально конфликтными ожиданиями помощи от государства и ориентацией на работу по специальности. При этом отсутствует безусловное доминирование высокой заработной платы, что отличает студентов от молодых специалистов. Полученные результаты показывают, как в рамках разных трудовых стратегий разрешаются противоречия между потребностями личностного развития и механизмом распределения выпуск ников в ситуа ции рынка труда с государственным регулированием.


Ключевые слова
студенческая молодежь; трудовые стратегии; выход на рынок труда; регулирование рынка труда; ценностные ориентации

Содержание номера № 12, 2020