Прошлое в настоящем:
феномен СССР в современных медиа и в сознании российских студентов
Бубнова И. А.
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой зарубежной филологии, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия. aribubnova@gmail.com
Горохова Д. В.
кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Одинцовского филиала Московского государственного института международных отношений (университет) МИД России, Одинцово, Россия. podrezova.dascha@yandex.ru
ID статьи на сайте журнала:
Бубнова И. А., Горохова Д. В. Прошлое в настоящем: феномен СССР в современных медиа и в сознании российских студентов // Социологические исследования. 2021. № 7. С. 73-82.
DOI 10.31857/S013216250014686-7
В статье представлены данные экспериментального исследования, направленного на раскрытие особенностей репрезентации образа СССР в тексте, типичном для современных российских средств массовой коммуникации (СМК), и специфики содержания психологически реального значения этого слова в сознании современного студенчества. Применение методики анализа макроструктуры текста, разработанной Т.М. Дридзе, позволило доказать, что подобные тексты, апеллирующие к эмоциональной сфере при помощи экспрессивно маркированных и идеологически напряженных лексических единиц, включенных в требуемую прагматическим аспектом высшую ценность (в анализируемом случае – национальное освобождение от имперского гнета), направлены на разрушение исторической памяти народа и ее замену искусственно сконструированным знанием. На конкретных результатах, полученных в ходе ассоциативного эксперимента, демонстрируется, что поставленная в таких текстах цель, лежащая в сфере политики и управления массовым сознанием, частично реализована: в смысловом содержании психологически реального значения слова СССР выявляются социальные стереотипы, конструируемые через СМК. Более того, вес компонента значения негативная оценка СССР вырос по сравнению с 2018 г., хотя данный компонент не является доминирующим: смысловое содержание значения слова СССР в сознании студенчества значительно шире, и в нем отчетливо выделяется компонент с противоположной оценкой – самая лучшая страна в мире. В целом количество компонентов с негативной и позитивной окраской в структуре психологически реального значения слова СССР примерно равно, что дает основание высказать предположение о нестабильном состоянии системы знаний о советском периоде истории страны как фрагменте общей когнитивной базы, объединяющей поколения и обеспечивающей преемственность культуры.
Бернейс Э. Пропаганда / Пер. с англ. И. Ющенко. М.: Hippo Publishing, 2010.
Булавка Л.А. «Русская душа» и «советский дух» как два феномена отечественной культуры // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2008. № 3. С. 66–71.
Горшков М.К., Петухов В.В. Октябрьская революция 1917 г. и ее последствия в восприятии современных россиян // Социологические исследования. 2018. № 1. С. 6–18.
Гудков Л.Д. «Советский человек» в социологии Ю. Левады // Общественные науки и современность. 2007. № 6. С. 16–30.
Дридзе Т.М. Социальная коммуникация как текстовая деятельность // Общественные науки и современность. 1996. № 3. С. 145–152.
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984.
Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей: Советская повседневность: Контуры, символы, знаки. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006.
Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. М.: Наука, 1971. С. 6–28.
Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. М.: Смысл; Академия, 2005.
Медушевский А.Н. Сталинизм как модель социального конструирования. К завершению научноиздательского проекта // Российская история. 2010. № 6. С. 189–196.
Романовский Н.В. Будущее как проблема современной социологии // Социологические исследования. 2015. №11. С. 13–22.
Романовский Н.В. Историческая социология в России: плоды и тревоги // Социологические исследования. 2018. № 6. С. 79–90.
Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город. М.: РОССПЭН, 2001.
Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. А.А. Алексеев. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.
Lippman W. Public Opinion. N.Y.: HARCOURT, BRACE AND COMPANY, 1966