Образ современного российского инженера: опыт контент-анализа научных публикаций

Образ современного российского инженера: опыт контент-анализа научных публикаций


Мансуров В. А.

Доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. mansurov@isras.ru

Семенова А. В.

Кандидат философских наук,ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия. annasem62@yandex.ru

DOI: 10.31857/S013216250014313-7
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Мансуров В. А., Семенова А. В. Образ современного российского инженера: опыт контент-анализа научных публикаций // Социологические исследования. 2022. № 3. С. 83-89.
DOI 10.31857/S013216250014313-7



Аннотация

Курс России на инновационное развитие остро поставил вопрос о надежной кадровой основе технологической модернизации общества. Это в свою очередь требует реформирования инженерной подготовки, позволяющей поставлять во все отрасли экономики высококвалифицированных инженерно-технических работников нового поколения. Чтобы понять, каким должен быть образ этого инженера, авторы провели качественный контент-анализ отобранных при помощи ключевых слов научных публикаций в специализированных изданиях. Было выявлено, что в глазах профессорско-преподавательского состава образ объединяет в себе научно-технические, социально-экономические и личностные компетенции, что обусловлено синергией традиционного подхода русской инженерной школы и новых требований современной техносферы.


Ключевые слова
инженерное образование; компетенции; техническое образование; инженерно-техническое образование; компетентностная модель; инженерные функции; инжиниринг; структура; социальные роли


Список литературы

Бажанов В. Призрак казненного инженера // Высшее образование в России. 2008. № 8. С. 150–155.

Бодрова Е. Формирование инженерного корпуса в России // Власть. 2009. № 8. С. 154–156.

Грэхем Л. Призрак казненного инженера. Технология и падение Советского Союза / Пер. А. Стручков. СПб.: Европейский дом, 2000.

Кириллов Н. П., Плотников Ю. С. Инновационная модель инженерного образования: метафора трой- ной спирали // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 74–85.

Лившиц В. И. Формирование креативности при подготовке инженеров массовых профессий // Выс- шее образование в России. 2011. № 11. С. 42–51.

Михелькевич В. Н., Никифорова С. В. Компетентностная функционально-ориентированная профес- сиональная подготовка инженеров в системе двухуровневого высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 9. С. 61–72.

Пустовой Н., Зима Е. Формирование компетенций современного инженера в условиях перехода на двухуровневую систему // Высшее образование в России. 2008. № 10. С. 37–45.

Свешникова Ю. Б. Методологические основы культуры инженерии и тенденции ее функционирова- ния // Вестник ВГУ, Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2008. № 3. С. 220–225.

Сапрыкин Д. Л. Инженерное образование в России: история, концепция, перспективы // Высшее об- разование в России. 2012. № 1. С. 125–137.

Фомина Н. Н., Кузьмина О. В. Компетенции современного инженера и гуманитарное образова- ние // Высшее образование в России. 2011. № 1. C. 81–85.

Инженерный труд // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. В. А. Ядов. СПб.: Наука, 2006. С. 86–87.

Strauss A., Corbin J. Basic of Qualitative Research. Grounded Theory Procedures and Techniques. Newbury Park, London, New Delhi: Sage Publications, 1990.

Содержание номера № 3, 2022