Доверие частного бизнеса органам государственного контроля
Добролюбова Е. И.
кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва, Россия. dobrolyubova-ei@ranepa.ru
Южаков В. Н.
доктор философских наук, директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, Москва, Россия. yuzhakov-vn@ranepa.ru
Покида А. Н.
Кандидат социологических наук, директор Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия. pokida@ranepa.ru
ID статьи на сайте журнала:
Статья подготовлена в рамках государственного задания на выполнение научно-исследовательских работ РАНХиГС
Добролюбова Е. И., Южаков В. Н., Покида А. Н. Доверие частного бизнеса органам государственного контроля // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 49-59.
DOI 10.31857/S013216250018750-8
На основе проведенного в 2021 г. социологического исследования оценивается уровень доверия органам государственного контроля представителей частного бизнеса (N = 1000). Выявлено, что наличие личного опыта взаимодействия с контрольно-надзорными органами повышает уровень доверия к ним среди представителей частного бизнеса по сравнению с оценками населения в целом. Уровень доверия представителей частного бизнеса связан с оценками личного опыта взаимодействия с органами государственного контроля, а также с восприятием результативности их деятельности и степени соблюдения ими ценностей законности, справедливости и беспристрастности. Уровень доверия контрольно-надзорным органам коррелирует также с оценками тех обязательных требований законодательства, которые являются предметом проверок в рамках государственного контроля.
Аузан А.А., Комиссаров А.Г., Бахтигараева А.И. Социокультурные ограничения коммерциализации инноваций в России // Экономическая политика. 2019. Т. 14. № 4. С. 76–95. [Auzan A.A., Komissarov A.G., Bakhtigaraeva A.I. (2019) Sociocultural restrictions on the commercialization of innovations in Russia. Ekonomicheskaya politika [Economic Policy]. Vol. 14. No. 4: 76–95. (In Russ.)]
Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Как и почему граждане оценивают свою защищенность от контролируемых государством рисков // Социологические исследования. 2020. № 7. С. 70–81 [Dobrolyubova E.I. et al. (2020) How citizens evaluate safety from statecontrolled risks and why. Sotsiologicheskie Issledovaniya [Sociological Studies]. No. 7: 70–81. (In Russ.)]
Мерсиянова И.В., Якимец В.Н., Пахомова Е.И. Доверие граждан к деятельности государственных служащих // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 98–119. [Mersiyanova I.V. et al. (2012) Citizens’ Trust to Public Servants’ Performance. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upranleniya [Public Administration Issues]. No. 4: 98–119. (In Russ.)].
Пушкарева Г.В. Доверие в публичном пространстве государственного управления // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2019. № 76. С. 151–175. [Pushkareva G.V. (2019) Trust in thePublic Space of Government. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik [E-Journal Public Administration]. No. 76: 151–175. (In Russ.)]
Южаков В.Н., Добролюбова Е.И., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Оценка результативности государственного контроля с позиции бизнеса: ключевые тенденции // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 2. С. 32–53. [Yuzhakov V.N. et al. (2020) Evaluating performance of regulatory enforcement activities by businesses: key trends. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upranleniya [Public Administration Issues]. No. 2: 32–53. (In Russ.)]
Alessandro M., Lagomarsino B.C., Scartascini C., Streb J., Torrealday J. (2021) Transparency and Trust in Government. Evidence from a Survey Experiment. World Development. Vol. 138.
Ball C., Burt G., De Vries F., MacEachern E. (2018) How environmental protection agencies can promote eco-innovation: The prospect of voluntary reciprocal legitimacy. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 129: 242–253.
Batrancea L., Nichita A., Olsen J. et al. (2019) Trust and power as determinants of tax compliance across 44 nations. Journal of Economic Psychology. Vol. 74. Art. 102191.
Beshi T.D., Kaur R. (2020) Public Trust in Local Government: Explaining the Role of Good Governance Practices. Public Organizations Review. Vol. 20: 337–350.
Braithwaite V., Levi M. (2003) Trust and Governance. New York: Russell Sage Foundation.
Christensen T., Lægreid P. (2005) Trust in government: The Relative Importance of Service Satisfaction, Political Factors, and Demography. Public Performance & Management Review. Vol. 28(4): 487–511.
Dobos P., Takács-György K. (2020) The impact of the relationship between the state, state institutions and tax payers on willingness to pay tax. Serbian Journal of Management. Vol. 15(1): 69–80.
Gunningham N., Sinclair D. (2009). Regulation and the role of trust: Reflections from the mining industry. Journal of Law and Society. Vol. 36(2): 167–194.
Harring N. (2018) Trust and state intervention: Results from a Swedish survey on environmental policy support. Environmental Science and Policy. Vol. 82: 1–8.
He C., Han G., Liu Y. (2019) Food safety satisfaction in China and its influencing factors: Empirical study with a hierarchical linear model. Safety. Vol. 5(1): 17.
Kampen J., Van De Walle S., Bouckaert G. (2006) Assessing the Relation Between Satisfaction with Public Service Delivery and Trust in Government. The Impact of the Predisposition of Citizens Toward Government on Evalutations of Its Performance. Public Performance & Management Review. Vol. 29(4): 387–404.
Keefer P., Rojas M.A.M., Scartascini C., Valle L.J. (2020). Trust to Advance Inclusive Growth. In: Nuguer V., Powell A. (eds) Inclusion in Times of COVID-19. Inter-American Development Bank: 41–52.
Lesné F. (2017) Measuring corruption in business surveys: current practice and perspectives. Economics and Finance. Université Clermont Auvergne [2017–2020]. URL: https://tel.archives-ouvertes.fr/tel-02091001/ file/2017CLFAD014_LESNE.pdf (accessed 25.01.2022).
Malkina M.Y., Ovchinnikov V.N., Kholodilin K.A. (2021) Changing fortunes and attitudes: What determines the political trust in modern Russia? Oeconomia Copernicana. Vol. 12(1): 77–98.
Masud A., Manaf N., Natrah S. (2014). Do Trust and Power Moderate Each Other in Relation to Tax Compliance? Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 164: 49–54.
Morris S., Klesner J. (2010) Corruption and Trust: Theoretical Considerations and Evidence From Mexico. Comparative Political Studies. Vol. 43(10): 1258–1285.
OECD (2017) Trust and Public Policy: How Better Governance Can Help Rebuild Public Trust. Paris: OECD Publishing.
OECD (2018) Trust and its determinants: Evidence from the Trustlab experiment (Tech. rep.). Paris: OECD Publishing.
Stoyan A.T., Niedzwiecki S., Morgan J., Hartlyn J., Espinal R. (2016). Trust in government institutions: The effects of performance and participation in the Dominican Republic and Haiti. International Political Science Review. Vol. 37(1): 18–35.
Vainio A., Mäkiniemi J.-P., Paloniemi R. (2014) System justification and the perception of food risks. Group Processes & Intergroup Relations. Vol. 17(4): 509–523.
Yapp C., Fairman R. (2006) Factors affecting food safety compliance within small and medium-sized enterprises: Implications for regulatory and enforcement strategies. Food Control. Vol. 17 (1): 42–51.