Участие студенчества в социокультурном развитии города: проблемы социокультурной субъектности (на материалах международного исследования)

Участие студенчества в социокультурном развитии города:
проблемы социокультурной субъектности (на материалах международного исследования)


Певная М. В.

Кандидат социологических наук, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия m.v.pevnaya@urfu.ru

Шуклина Е. А.

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления Уральского федерального университета, Екатеринбург, Россия e.a.shuklina@urfu.ru

Черникова-Бука М.

Ph.D., доцент факультета коммуникационных наук, Политехнический университет,Тимишоара, Румыния mariana.cernicova@upt.ro

DOI: 10.31857/S013216250018512-6
ID статьи на сайте журнала:


Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 20-011-00471).


Ссылка при цитировании:

Певная М. В., Шуклина Е. А., Черникова-Бука М. Участие студенчества в социокультурном развитии города: проблемы социокультурной субъектности (на материалах международного исследования) // Социологические исследования. 2022. № 5. С. 101-113.
DOI 10.31857/S013216250018512-6



Аннотация

Проблема социального участия студенчества в развитии городов раскрывается на основе результатов сравнительного международного исследования, проведенного в 2020 г. методом онлайн-опроса студентов (выборка целевая, N = 1272) в городах Свердловской области (Российская Федерация), Ширакской области (Армения), области Банат (Румыния), Великопольского воеводства (Польша). Анализируется характер субъектности молодежи, участвующей в развитии региональных городов сравниваемых стран. Речь идет об особенностях формирования и реализации социокультурной субъектности в региональных городах – местах постоянного проживания и обучения. Осуществляется сравнение регионов разных стран, различие которых обусловлено комплексом социокультурных и институциональных факторов. Изучается готовность к участию и реальная включенность студенчества в социокультурную деятельность, городские и социальные проекты. Оценивается субъективное восприятие городской молодежью культурного потенциала и перспектив территориального развития, понимание студентами разных стран ответственности и роли своей социальной активности в социокультурном развитии городской среды. Межстрановое сравнение показало различие моделей социокультурной субъектности молодежи, формирующейся и реализуемой в пространстве региональных городов. Для молодежи Свердловской области характерна преимущественно «эскапистская» модель субъектности с низким уровнем готовности к социальному участию и отсутствием опыта его реализации. В Ширакской области Армении доминирует модель, характеризующаяся высоким уровнем готовности студенчества к социокультурной деятельности и значительным потенциалом ее дальнейшего развития. Польские студенты демонстрируют «пассивный» тип социокультурной субъектности, при котором наличие достаточного опыта и навыков реальной вовлеченности в проекты по развитию городской среды сочетается с низким уровнем готовности и мотивации к этому виду деятельности. Для румынских студентов области Банат характерна актуализированная «активная» модель социокультурной субъектности, при этом потенциал для ее развития невысок, поскольку практически полностью реализован. Сделаны выводы об институциональных факторах, обусловливающих особенности формирования и реализации социокультурной субъектности молодежи.


Ключевые слова
социальное участие; молодежное участие; развитие городов; студенчество; субъектность; идентичность


Список литературы

Антонова Н.Л., Абрамова С.Б., Полякова В.В. Право на город: повседневные практики молодежи и партисипация в производстве городского пространства // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 443–462.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Угрозы в трансформирующейся среде обитания как фактор социальных рисков: прогнозирование и регулирование // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 57–67.

Кисиленко А.В. Волонтерство: потенциал самоорганизации российской молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2018. № 4 (1). С. 63–71.

Литвина С.А., Муравьева О.И. Опросник идентичности с городом: разработка, валидизация, проверка надежности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 1. С. 73–91.

Луков В.А., Луков С.В. Субъектность молодежи в процессах социализации и инкультурации // Горизонты гуманитарного знания. 2020. № 1. С. 3–20.

Никовская Л.И., Скалабан И.А. Гражданское участие: особенности дискурса и тенденции реального развития // ПОЛИС. Политические исследования. 2017. № 6. С. 43–60.

Озерина А.А. Городская идентичность как социально-психологический феномен // Вестник Волгоградского государственного университета. 2016. № 4 (34). С. 135–139.

Ушамирский А.Э. К проблеме субъектности молодежи // Россия: тенденции и перспективы развития. 2016. № 11. С. 628–630.

Шкурко Т.А., Балакина А.А. Социально-психологические особенности отношений к другим людям и отношение к городу жителей мегаполиса, большого и малого городов. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014.

Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3–4. С. 158–181.

Cahill H., Dadvand B. Re-conceptualising Youth Participation: A Framework to Inform Action // Children and Youth Services Review. 2018. № 95. P. 243–253.

Huntington S. Who are we? The Challenges to American’s National Identity. New York: Simon & Schuster, 2004.

Lalli M. Urban-related identity: Theory, measurement, and empirical findings. Journal of Environmental Psychology. 1992. № 12 (4). P. 285–303.

Lawler S. Identity. Sociological perspectives. Cambridge, UK; Malden, MA: Polity press, 2014.

Michels A. Citizen Participation in Local Policy Making: Design and Democracy // International Journal of Public Administration. 2012. № 35 (4). P. 285–292.

North D.C., Wallis J.J., Weingast B.R. Violence and Social Orders: A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History. Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2009.

Ostrom E. Governing the Commons: The Evolution of Institutions for Collective Action. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

Paolini G., Horváth A., Motiejūnaitė А. Situation of Young People in the European Union Commission. Brussels: EС, 2018.

Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior. Psychology of intergroup relations. Chicago: Chicago univ. press, 1986.

Wirth L. Urbanism as a way of life // The American Journal of Sociology. 1938. № 44 (1). P. 1–24.

Содержание номера № 5, 2022