Стертые метафоры И. Гофмана

Стертые метафоры И. Гофмана


Кравченко Е. И.

доктор социологических наук, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия elena.mslu@mail.ru

DOI: 10.31857/S013216250020831-7
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Кравченко Е. И. Стертые метафоры И. Гофмана // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 3-15.
DOI 10.31857/S013216250020831-7



Аннотация

Представлен вариант современного прочтения текстов известного американского социолога И. Гофмана1 (11 июня 1922 – 19 ноября 1982). Исходным посылом автора статьи является следующее утверждение: судьба драматургического подхода напрямую зависит от жизнеспособности его когнитивных метафор, затрагивающих вечные, экзистенциальные вопросы жизни человека. Предложен нестандартный взгляд на хорошо известные тропы ученого, для чего выделены три опорные метафорические цепочки: (1) взгляд – рамка – дверь; (2) мир – театр – сон; (3) человек – лицедей – тень. В основу анализа положен постулированный Лакоффом принцип субкатегоризации. Кратко освещена коллизия понятийного и метафорического мышления в истории науки. Акцентирована необходимость «метафорического расширения» научного знания. Отмечено сходство исследовательских приемов Гофмана с техникой магического сюрреализма бельгийского художника Рене Магритта. В финале статьи звучит предупреждение о все более очевидной опасности превращения метафор Гофмана в пророчество.


Ключевые слова
И. Гофман; драматургическая перспектива; живая метафора; метафора как пророчество; рамка – дверь; театр – сон; актер – тень

Содержание номера № 6, 2022