Классовое господство в эпоху посткапитализма. Часть 2. Дистрибуция внимания

Классовое господство в эпоху посткапитализма. Часть 2. Дистрибуция внимания


Давыдов Д. А.

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН, Екатеринбург, Россия davydovdmitriy90@gmail.com

DOI: 10.31857/S013216250019871-1
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Давыдов Д. А. Классовое господство в эпоху посткапитализма. Часть 2. Дистрибуция внимания // Социологические исследования. 2022. № 8. С. 136-146.
DOI 10.31857/S013216250019871-1



Аннотация

В статье рассматриваются перспективы трансформации классовой структуры в эпоху посткапитализма. Во второй части статьи анализируется внутренний антагонизм посткапиталистической классовой структуры. Предложено взглянуть на экономику творчества как на расширяющуюся область продуктивной деятельности, которая не подчиняется прямому действию капиталистических законов накопления. Именно творчество как созидание нематериальных благ (от художественных образов до научных теорий) считается субстанциальной основой посткапитализма, а потому осмысляется в утопическом ключе с акцентом на свободу самореализации. Тем не менее в статье обосновывается, что «закат капитализма» может привести к еще большему социально-экономическому неравенству (от власти 1% к власти 0,1%) и соответствующей трагедии массы имперсоналиата как класса «творческих неудачников».


Ключевые слова
посткапитализм; персоналиат; социальная революция; постматериализм; марксизм; классовый анализ; социальная стратификация; классовая идеология; экономика творчества


Список литературы

Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная интеллектуальная собственность или собственность каждого на все? // Социологические исследования. 2017. № 7. С. 43–53. [Buzgalin A.V. (2017) Creative Economy: Private Intellectual Property or Everyone’s Ownership of Everything? Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 7: 43–53. (In Russ.)] DOI: 10.7868/ S0132162517070054.

Дерезевиц У. Экономика творчества в XXI веке. Как писателям, художникам и другим творцам зарабатывать на жизнь в век цифровых технологий. М.: Лайвбук, 2021. [Deresiewicz W. (2021) The Death of the Artist. How Creators Are Struggling to Survive in the Age of Billionaires and Big Tech. Moscow: Livebook. (In Russ.)]

Маццукато М. Ценность всех вещей. Создание и изъятие в мировой экономике. М.: ВШЭ, 2021. [Mazzucato M. (2021) The Value of Everything: Making and Taking in the Global Economy. Moscow: VSHE. (In Russ.)]

Миланович Б. Глобальное неравенство: новый подход для эпохи глобализации. М.: Ин-т Гайдара, 2017. [Milanovic B. (2017) Global Inequality: A New Approach for the Age of Globalization. Moscow: In-t Gaidara. (In Russ.)]

Abbing H. (2002) Why Are Artists Poor? The Exceptional Economy of the Arts. Amsterdam: Amsterdam University Press.

Anderson C. (2006) The Long Tail: How Endless Choice is Creating Unlimited Demand. London: Random House

Autor D. et al. (2020) The Fall of the Labor Share and the Rise of Superstar Firms. The Quarterly Journal of Economics. No. 135(2): 645–709. DOI:10.1093/qje/qjaa004.

Bärtl M. (2018). YouTube Сhannels, Uploads and Views: A Statistical Analysis of the Past 10 Years. Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies. No. 24(1): 16–32. DOI: 10.1177/1354856517736979.

de Peuter G. (2011) Creative Economy and Labor Precarity: A Contested Convergence. Journal of Communication Inquiry. No. 35(4): 417–425. DOI: 10.1177/0196859911416362.

Duffy B.E., Wissinger E. (2017) Mythologies of Creative Work in the Social Media Age: Fun, Free, and “Just Being Me”. International Journal of Communication. No. 11: 4652–4671.

Elberse A. (2013) Blockbusters: Hit-making, Risk-taking, and the Big Business of Entertainment. New York: Henry Holt and Co.

Gorz A. (2010) The Immaterial: Knowledge, Value and Capital. New York, London: Seagull Books.

Gross S.A., Musgrave G. (2020) Can Music Make You Sick? Measuring the Price of Musical Ambition. London: University of Westminster Press.

Krueger A.B. (2019) Rockonomics: A Backstage Tour of What the Music Industry Can Teach Us about Economics and Life. New York: Currency Press.

Mason P. (2017) Postcapitalism: A Guide to Our Future. New York: Farrar, Straus and Giroux.

Rosen S. (1981) The Economics of Superstars. The American Economic Review. No. 71(5): 845–858.

Salganik M.J., Dodds P.S., Watts D.J. (2006) Experimental Study of Inequality and Unpredictability in an Artificial Cultural Market. Science. No. 311 (5762): 854–856. DOI: 10.1126/science.1121066.

Srnicek N., Williams A. (2016) Inventing the Future: Postcapitalism and a World Without Work. New York: Verso.

Содержание номера № 8, 2022