Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии?

Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии?


Мерсиянова И. В.

Кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях департамента политики и управления факультета социальных наук, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. imersianova@hse.ru

Иванова Н. В.

Кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. nvivanova@hse.ru

Брюхно А. С.

стажер-исследователь научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. abryuhno@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250020647-4
ID статьи на сайте журнала:


Выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.


Ссылка при цитировании:

Мерсиянова И. В., Иванова Н. В., Брюхно А. С. Изменилась ли цифровая компетентность российских НКО в условиях пандемии? // Социологические исследования. 2022. № 9. С. 38-48.
DOI 10.31857/S013216250020647-4



Аннотация

В статье представлены результаты расчетов индекса цифровых компетенций российских НКО и их интерпретация в свете теоретических представлений об эффективной деятельности НКО в цифровом пространстве. Эмпирической основой расчетов являются данные всероссийских обследований негосударственных некоммерческих организаций в точке входа в пандемию (2019) и через год после ее начала (2021). Оценка текущей ситуации показала, что российские НКО слабо используют возможности цифровых технологий: среднее значение индекса составляет 2 балла из 10 (SD = 1,6). Сделан вывод о том, что цифровизация коснулась в первую очередь тех НКО, которые уже применяли информационные технологии в своей деятельности, за время пандемии обратились к новым для себя цифровым инструментам, тогда как организации, ранее не использовавшие цифровые технологии, оказались немотивированными внедрять их в свою деятельность. Это свидетельствует о проявившейся в период пандемии «цифровой поляризации» НКО, которая усиливает разрыв между выделенными на основе индекса группами «цифровых аутсайдеров» и «цифровых лидеров».


Ключевые слова
НКО; цифровизация; цифровые технологии; цифровые компетенции; индексы; пандемия

Содержание номера № 9, 2022