Структура и содержание информационной кампании на телевидении во время первой волны пандемии COVID-19 в России

Структура и содержание информационной кампании на телевидении во время первой волны пандемии COVID-19 в России


Андреенкова А. В.

доктор социологических наук, заместитель директора Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Москва, Россия anna.andreenkova@cessi.ru

Медведева А. А.

ведущий научный сотрудник Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Москва, Россия. anna.medvedeva@cessi.ru

DOI: 10.31857/S013216250020945-2
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Андреенкова А. В., Медведева А. А. Структура и содержание информационной кампании на телевидении во время первой волны пандемии COVID-19 в России // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 80-90.
DOI 10.31857/S013216250020945-2



Аннотация

Представлен контент-анализ медиасообщений на Первом канале телевидения РФ в первую волну пандемии COVID-19 в России весной 2020 г. Выделены временные и структурные фазы информационной кампании, проведен анализ содержательных и семиотических средств, дана оценка эффективности. Методика включала выделение содержательных параметров медиасюжетов и их семиотических характеристик. Наиболее часто использовались пять тематических сюжетов: мониторинг течения эпидемии, ее причины, медицинские аспекты, меры по борьбе с эпидемией и последствия. Наименьшее внимание занимали причины и источники эпидемии. Семиотическими характеристиками медиасюжетов выступали сюжет, визуальные средства, аудиосредства и эмоциональный фон. Был достигнут высокий уровень информированности населения о проблеме и одобрения ограничительных мер, доверия к эффективности медицинских служб, закреплен положительный образ медика. Однако многие вопросы, которые волновали граждан, остались без внимания, что создало благоприятную почву для инфодемии, распространения слухов и непроверенной информации.


Ключевые слова
COVID-19; информационно-коммуникационная кампания; социальное информирование; социальные последствия пандемии; общественное мнение; оценка эффективности кампаний; семиотический контент-анализ


Список литературы

Казун А.Д., Казун А.П. Волновая (де)проблематизация: освещение пандемии коронавируса в России на федеральном телеканале // Мониторинг общественного мнения: экономические и социаль‑ ные перемены. 2020. № 6. С. 284–306.

Карасик В.И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции // Политическая лингвистика. 2020. № 2 (80). С. 25–34.

Мухарямова Л.М., Заляев А.Р., Шаммазова Е.Ю. Пандемия COVID‑19 в российских массмедиа: политический контекст // Политическая лингвистика. 2021. № 1 (85). С. 72–80.

Echo E. Fields Qualitative content analysis of television news: Systematic techniques // Qualitative Sociology. 1988. Vol. 11. P. 183–193.

Fields E.E. Qualitative content analysis of television news: Systematic techniques // Qualitative Sociology. 1988. Vol. 11. P. 183–193.

Содержание номера № 3, 2023