Практики внутрифирменного обучения выпускников вузов: масштабы и детерминанты

Практики внутрифирменного обучения выпускников вузов: масштабы и детерминанты


Варшавская Е. Я.

доктор экономических наук, профессор Департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия evarshavskaya@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250024229-4
ID статьи на сайте журнала:


Статья подготовлена в рамках гранта Министерства науки и высшего образования РФ (№ 075-15-2022-325).


Ссылка при цитировании:

Варшавская Е. Я. Практики внутрифирменного обучения выпускников вузов: масштабы и детерминанты // Социологические исследования. 2023. № 4. С. 94-105.
DOI 10.31857/S013216250024229-4



Аннотация

В статье анализируются масштабы внутрифирменного обучения выпускников вузов, описываются его основные практики, определяются факторы участия в нем. Эмпирической основой выступают данные федерального обследования выпускников вузов, завершивших обучение в 2016–2020 гг. Около четверти из них проходили дополнительное обучение в первый год работы. Вероятность дообучения выше для выпускников-очников, занимающих позиции специалиста. Она не зависит от того, работает он по специальности или нет. Дефицитность профессиональных навыков и важность личностных качеств для успешной работы существенно повышают включенность в обучение. Показано, что внутрифирменное обучение выступает как инструмент преодоления разрыва между имеющимися у выпускников и необходимыми для работодателя знаниями и навыками, главным образом профессионального содержания. Установлено, что участие в практиках внутрифирменного обучения дифференцировано по квалификационно-должностным группам и дефицитности различных видов знаний и навыков. В целом организованные формы дообучения, с одной стороны, наставничество и самообучение – с другой, выступают как взаимоисключающие друг друга практики. Наставничество и самообучение во многом являются взаимодополняемыми видами внутрифирменной подготовки.


Ключевые слова
выпускники вузов; внутрифирменное обучение; формальное образование; наставничество; самообучение


Список литературы

Бурдяк А.Я., Поливин О.С. Длительность поиска первой работы выпускниками учебных заведений России в переходный период // Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе / Под науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой, О.В. Синявской. М.: НИСП, 2009. C. 265–290.

Варшавская Е.Я. Успешность перехода «учеба – работа»: для кого дорога легче? // Социологические исследования. 2016. № 2. С. 39–46.

Емелина Н.К., Рожкова К.В., Рощин С.Ю. и др. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 114–122.

Кирюшина М.А., Рудаков В.Н. Гендерные различия в заработной плате выпускников вузов и учреждений СПО на начальном этапе карьеры // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 172–198. DOI: 10.17323/1814-9545-2021-2-172-198.

Колосова А.И., Рудаков В.Н., Рощин С.Ю. Влияние работы по профилю полученной специальности на заработную плату и удовлетворенность работой выпускников вузов // Вопросы экономики. 2020. № 11. С. 113–132. DOI: 10/32609/0042-8736-2020-11-113-132.

Рощин С.Ю. Переход «учеба–работа»: омут или брод? Препринт WP3/2006/10. М.: ГУ ВШЭ, 2006.

Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Влияние «качества» вуза на заработную плату выпускников // Вопросы экономики. 2016. № 8. С. 74–95. DOI: 10/32609/0042-8736-2016-8-74-95.

Рудаков В.Н., Чириков И.С., Рощин С.Ю., Дрожжина Д.С. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на стартовую заработную плату выпускников // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 77–102. DOI: 10/32609/0042-8736-2017-3-77-102.

Чередниченко Г.А. Выпускники российских вузов на рынке труда (данные опроса Росстата) // Социологическая наука и социальная практика. 2020. № 3. С. 108–124. DOI: 10/19181/snsp.2020.8.3.7490.

Чередниченко Г.А. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата) // Социологические исследования. 2018. № 8. С. 91–101. DOI: 10/31857/S013216250000764-3.

Шарунина А.В., Травкин П.В., Чернина Е.М. Молодежь у «входных ворот» на рынок труда // Российский рынок труда через призму демографии / Под общ. ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 204–244.

Armstrong-Stassen M., Schlosser F. Benefits of a supportive development climate for older workers // Journal of Managerial Psychology. 2008. Vol. 23. No. 4. P. 419–437. DOI: 10.1108/02683940810869033.

Baert S., Cockx B., Verhaest D. Overeducation at the start of the career: stepping stone or trap? // Labour Economics. 2013. Vol. 25. P. 123–140.

Bell D.N.F., Blanchflower D.G. Youth unemployment in Europe and the United States // Nordic Economic Policy Review. 2011. Vol. 1. P. 11–37.

Carroll D., Tani M. Over-education of recent higher education graduates: New Australian panel evidence // Economics of Education Review. 2013. Vol. 32. P. 207–218. DOI: 10.1016/j. econedurev.2012.10.002.

Chao G.T. Unstructured training and development: The role of organizational socialization // Improving training effectiveness in work organizations / Ed. by Ford J. et al. New York: Psychology Press, 2014. P. 141–164.

Kowtha N.R. School-to-work transition and newcomer socialisation: The role of job-related education // Journal of Management & Organization. 2011. Vol. 17. No. 6. P. 747–763. DOI: 10.5172/ jmo.2011.747.

Kyndt E., Baert H. Antecedents of employees’ involvement in work-related learning: A systematic review // Review of Educational research. 2013. Vol. 83. No. 2. P. 273–313. DOI: 10.3102/0034654313478021.

Malcolm J., Hodkinson P., Colley H. The interrelationships between informal and formal learning // Journal of workplace learning. 2003. Vol. 15. P. 313–318.

Meroni E.C., Vera-Toscano E. The persistence of overeducation among recent graduates // Labour Economics. 2017. Vol. 48. P. 120–143. DOI: 10.1016/j.labeco.2017.07.002.

Möller J., Umkehrer M. Are there long-term earnings scars from youth unemployment in Germany? // Jahrbücher für Nationalökonomie und Statistik. 2015. Vol. 235. No. 4–5. P. 474–498.

Oh S. The effects of workplace learning on organizational socialization in the youth workforce // Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 17. No. 4. P. 567–580. DOI: 10.1007/s12564-016-9456-3.

Sanders J., Oomens S., Blonk R.W.B. et al. Explaining lower-educated workers’ training intentions // Journal of Workplace Learning. 2011. Vol. 23. No. 6. P. 402–416. DOI: 10.1108/13665621111154412.

Schmillen A., Umkehrer M. The scars of youth: Effects of early-career unemployment on future unemployment experience // International Labour Review. 2017. Vol. 156. No. 3–4. P. 465–494. DOI: 10.1111/ilr.12079.

Smet K., Grosemans I., De Cuyper N. et al. Outcomes of informal work-related learning behaviours: A systematic literature review // Scandinavian Journal of Work and Organizational Psychology. 2022. Vol. 7(1). No. 2. Р. 1–18. DOI: 10.16993/sjwop.151.

Содержание номера № 4, 2023