Коммуникация в интервью с подростками на сенситивную тематику
Яшина М. Н.
кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной и отраслевой социологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. mnya@mail.ru
Жарикова А. В.
лаборант-исследователь Центра социологических и интернет-исследований, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия. anna.zharikova.v@gmail.com
ID статьи на сайте журнала:
Яшина М. Н., Жарикова А. В. Коммуникация в интервью с подростками на сенситивную тематику // Социологические исследования. 2023. № 5. С. 37-46.
DOI 10.31857/S013216250023705-8
Статья посвящена описанию коммуникативных особенностей проведения интервью с подростками по сенситивной тематике. Показан опыт реализации методических подходов («равный-равному», проективных методик «Линия жизни», «Ромашка», вопросы-виньетки) в исследовании «Оценка потребностей участниц программы “Твердым шагом во взрослую жизнь”», реализованном на базе Социологической клиники прикладных исследований Санкт-Петербургского государственного университета в 2019 г. В статье проанализированы как общие проблемы, характерные для интервьюирования детей и подростков, такие как особый правовой статус, психологическая готовность и навыки быть интервьюером, так и специфика реализации полуструктурированных интервью с девушками-подростками, относящимися к сенситивному полю. Дается описание методики «равный-равному», анализируется роль интервьюеров при реализации этого подхода. Указываются достоинства и недостатки методик «Линия жизни», «Ромашка», вопросы-виньетки с точки зрения способов оптимизации проведения интервью по сенситивным темам.
Божков О.Б. Форум полевых интервьюеров в Петербурге // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2019. № 5. С. 77–79.
Василенко Т.Д. Метод «Линия жизни» // Практикум по психологии жизненных ситуаций / Под ред. Е.Ю. Коржовой. СПб.: ООО «Фирма Стикс». 2016. С. 22–38.
Гудова Е.А. О «травме методом» и эмоциональной работе полевого исследователя // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2019. № 48. С. 58–82.
Колпакова О.И., Куцак М.С., Одинокова В.А. Оценка гендерно специфической программы социализации и адаптации выпускниц детских домов «Твердым шагом во взрослую жизнь» // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2019. № 18. С. 59–78.
Майорова-Щеглова С.Н. Проективные методы исследования подростков // Школьные технологии. 2008. № 4. С. 170–179.
Митрофанова С.Ю. Дети как объект социогуманитарного исследования: социологический ракурс // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2017. Том 10. № 2. С. 160–168.
Мягков А.Ю. Статистические стратегии сенситивных измерений // Социологические исследования. 2002. № 1. С. 111–121.
Новкунская А., Литвина Д., Темкина А. «Социологи в белом»: конструирование профессиональной позиции в медицинском поле // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2022. Том 13. № 3. С. 57–87.
Омельченко Е.Л. «Я ничем вам не помог…»: исследовательская рефлексия вслед неудачному интервью // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том 12. № 1. С. 81–95.
Штейнберг И.Е. Метод «длинного стола» в качественных полевых социологических исследованиях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 493–516.
Bohn A., Berntsen D. Life story development in childhood: the development of life story abilities and the acquisition of cultural life scripts from late middle childhood to adolescence // Developmental Psychology. 2008. No. 44 (4). P. 1135–1147. DOI: 10.1037/0012-1649.44.4.1135.
Bradbury-Jones C., Taylor J. Engaging with children as co-researchers: Challenges, counter-challenges and solutions // International Journal of Social Research Methodology. 2015. No. 18 (2). P. 1–13. DOI: 10.1080/13645579.2013.864589.
Dickson-Swift V., James E.L., Kippen S., Liamputtong P. Researching sensitive topics: qualitative research as emotion work // Qualitative Research. 2009. No. 9. P. 61–79. DOI: 10.1177/1468794108098031.
DiClemente R.J., Swartzendruber A.L., Brown J.L. Improving the validity of self-reported sexual behavior: No easy answers//Sexually Transmitted Diseases. 2013. No. 40 (2). P. 111–112. DOI: 10.1097/ OLQ.0b013e3182838474.
Kitchener K.S., Kitchener R.F. Social science research ethics: Historical and philosophical issues // The handbook of social research ethics / Ed. by D.M. Mertens, P.E. Ginsberg. Thousand Oaks, CA: Sage Publications. 2009. P. 5–22. DOI: 10.4135/9781483348971.
Lundy L. ‘Voice’ is not enough: conceptualising Article 12 of the United Nations convention on the rights of the child//British Educational Research Journal. 2007. No. 33 (6). P. 927–942.
Mensch B.S., Hewett P.C., Erulkar A. The reporting of sensitive behavior by adolescents: A methodological experiment in Kenya // Demography. 2003. No. 40 (2). P. 247–268. DOI: 10.1353/dem.2003.0017.
Moody Z., Darbellay F. Studying childhood, children, and their rights: The challenge of interdisciplinarity // Childhood. 2019. No. 26 (1). P. 8–21. DOI: 10.1177/0907568218798016.
Pinto R., Gravitz M. Méthodes des sciences sociales. Paris: Dalloz, 1969.
Punch S. Research with children: the same or different from research with adults? // Childhood. 2002. No. 9 (3). P. 321–341.
Rodriguez L. Methodological challenges of sensitive topic research with adolescents // Qualitative Research Journal. 2018. No. 18 (1). P. 22–32. DOI: 10.1108/QRJ-D-17-00002.
Sieber J.E., Stanley B. Ethical and Professional Dimensions of socially Sensitive Research // American Psychologist. 1988. No. 43. P. 49–55. DOI: 10.1037/0003-066X.43.1.49.
Tourangeau R., Smith T.W. Asking Sensitive Questions: The Impact of Data Collection Mode, Question Format and Question Content // Public Opinion Quarterly. 1996. No. 60. P. 275–304.