Современные принципы интервьюирования детей: инклюзия, доверие, агентность

Современные принципы интервьюирования детей:
инклюзия, доверие, агентность


Савинская О. Б.

Кандидат социологических наук,доцент департамента социологии, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия osavinskaya@hse.ru

DOI: 10.31857/S013216250026584-5
ID статьи на сайте журнала:


Ссылка при цитировании:

Савинская О. Б. Современные принципы интервьюирования детей: инклюзия, доверие, агентность // Социологические исследования. 2023. № 7. С. 63-74.
DOI 10.31857/S013216250026584-5



Аннотация

На основании обзора литературы систематизированы основные методические принципы интервьюирования детей. Показано, как теоретические подходы изучения детства XX века и современный проект социологии детства сформировали методологические рамки для методических правил и приемов в развитии метода интервью с детьми. Показана связь между теоретическими подходами и развитием методик интервью. Признание интерсекциональности, множественности детства в глобальном мире, с одной стороны, рождает множество уникальных практик полевой работы, с другой – создает почву для выработки общих этических и методических подходов и принципов. Представлена систематизация этих принципов на разных этапах полевой работы: подготовка интервью, проведение и окончание поля. Выделены особенности реализации техник и этоса интервьюирования детей: разработка дружественного ребенку инструментария, информированное согласие родителей и создание доверительных отношений с ребенком и родителями, динамика ситуации интервью, постполевые отношения, правила репрезентации мира детства в научных статьях и политических документах. Вводится понятие методической инклюзии как совокупности обозначенных выше приемов, позволяющих адаптировать метод для изучения социальной группы, в данном случае детей.


Ключевые слова
социология детства; метод интервью; методическая инклюзия; детская агентность; доверие в ситуации интервью; геймификация интервью; проективные техники; стимульный материал


Список литературы

Бардина С.М. «Дети, идиоты и сумасшедшие»: Томас Гоббс и проблемы современной социологии детства // Социология власти. 2019. № 31(1). С. 14–29. DOI: 10.22394/2074-0492-2019-1-14-29.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-центр, Медиум, 1995.

Бесчасная А.А. Дихотомия «детства – взрослости» в представлениях детей (в контексте социальноэкономического положения их родительских семей) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 133–145. DOI: 10.17805/zpu.2016.1.10.

Веселкова Н.В., Вандышев М.Н., Прямикова Е.В. Об основных векторах развития метода интервью // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 44–56.

Выготский Л.С. Трудные дети // Записные книжки. М.: Канон+, 2017. С. 449–523.

Ерпылева С. Рождаются ли дети социальными акторами? // Антропологический форум. 2019. Т. 42. С. 54–61.

Калабихина И.Е., Кучмаева О.В. Мониторинг участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы // Вопросы статистики. 2013. № 10. C. 29–35.

Кон И.С. Детство как социальный феномен // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 2(2). С. 151–174.

Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издательский дом ВШЭ, 2020.

Майорова-Щеглова С.Н., Кривошеева П.Н. Представления школьников о политической жизни в России: опыт исследования проективными методиками // Народное образование. 2015. № 1452(9). С. 157–162.

Майорова-Щеглова С.Н., Колосова Е.А. Дети и детство как объекты социологических исследований // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 62–69. DOI: 10.7868/S0132162518030066.

Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994.

Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью / пер. с англ. Т.Н. Федоровской, под ред. С.А. Белановского. М.: Институт молодежи, 1991.

Митрофанова С.Ю. Реализация принципов участвующего подхода в современной социологии детства // Вектор науки ТГУ. Тольятти, 2016. № 2. С. 132–135.

Никитина ден Бестен О. «Детство» в социальных науках: новые смыслы и новые подходы // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2009. № 5. С. 8–24.

Оберемко О.А., Терентьева Н.Н. Фокусированное интервью по Роберту Мертону: особенности и критерии эффективности метода // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 6. С. 74–90. DOI: 10.14515/monitoring.2018.6.04.

Дети и подростки в этносфере крупного российского города. Сб. статей / Под ред. Е. Омельченко, Е. Лукьяновой. СПб.: Свое издательство, 2015.

Осорина М. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд. СПб.: Питер, 2018.

Савинская О.Б. Социальный порядок детского сада глазами детей: конструирование мира детства через интервью-игру // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 77–85. DOI: 10.7868/S013216251803008X.

Савинская О.Б. ИНТЕР-энциклопедия: интервью с детьми // ИНТЕР. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Т. 15. № 1. С. 95–103. DOI: 10.19181/inter.2023.15.1.5.

Солодникова Н.В. Особенности потребительского поведения подростков: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2020. № 1. С. 105–118. DOI: 10.28995/2073-6401-2020-1-105-118.

Сэлф Б., Рязанцев А.П. Как провести интервью во время и после пандемии COVID-19 // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Том 13(4). С. 9–27. DOI: 10.19181/inter.2021.13.4.1.

Томас У.А. Неприспособленная девушка // Личность. Культура. Общество. 2009. Том XI. Вып. 3. № 50. С. 61–77.

Филипова А.Г., Ракитина Н.Э. Городская доброжелательность к детям: от неравенства к соучаствующему проектированию городской среды (на материалах городов Дальнего Востока). Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2017.

Щеглова С.Н. Как изучать детство? Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М.: ЮНПРЕСС, 2000.

Яшина М.Н., Жарикова А.В. Коммуникация в интервью с подростками на сенситивную тематику // Социологические исследования. 2023. № 5. С. 37–46. DOI: 10.31857/S013216250023705-8.

Adler E.A., Adler E. Peer Power: Preadolescent Culture and Identity. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 1998.

Ahern E.C., Van Meter F., Lamb M.E. A macro-coding perspective: Interviewer support and child comfort in investigative interviews with young alleged victims of sexual abuse // Children and Youth Services Review. 2018. No. 95(12). P. 361–367. DOI: 10.1016/j.childyouth.2018.11.013.

Corsaro W.A. The Sociology of Childhood. Thousand Oaks, CA: Pine Forge Press, 1997.

Brubacher S.P., Benson M.S., Powell M.B., Goodman-Delahunty J., Westera N.J. An overview of best practice investigative interviewing of child witnesses of sexual assault // Child Sexual Abuse / Ed. by I. Bryce, W. Petherick. Academic Press, 2020. P. 445–466. DOI:10.1016/B978-0-12-819434-8.00022-2.

Fontana A., Frey J. The interview: From structured questions to negotiated text // Handbook of qualitative research / Ed. by N.K. Denzin, Y.S. Lincoln. Thousand Oaks: Sage Publications, 1994. P. 645–672.

James A. Giving voice to children’s voices: Practices and problems, pitfalls and potentials // American Anthropologist. 2007. No 109(2). P. 261–272. DOI:10.1525/aa.2007.109.2.261.

James A. Agency // Handbook of Childhood Studies / Ed. by J. Qvortrup, W. Corsaro, M.S. Honig. London: Palgrave MacMillan, 2009. P. 34–45.

Johnson H.B. From the Chicago school to the new sociology of children: The sociology of children and childhood in the United States, 1900–1999 // Advances in Life Course Research. 2001. No. 6. P. 53–93. DOI: 10.1016/S1040-2608(01)80007-1.

Johnston V., Benedan L., Brubacher S., Powell M. The roles of child temperament and interviewer support on children reports of adult wrongdoing // Personality and Individual Differences. 2021. No. 175(6). DOI: 10.1016/j.paid.2021.110732.

Lee J.A. Three Paradigms of Childhood // Canadian Review of Sociology and Anthropology. 1982. No. 19. P. 591–608.

Mavletova A.M., Gavrilov K.A., Tholmogorova T. Gamifying a web survey among adolescents: effects on understanding of risk, risk calculation, and ratio-bias // Journal of Risk Research. 2019. No. 22(12). P. 1532–1545. DOI: 10.1080/13669877.2018.1501592.

Morrow V., Richards M. The ethics of social research with children: An overview // Children and Society. 1996. No. 10. P. 90–105.

O’Reilly M., Parker N. Doing mental health research with children and adolescents. A guide to qualitative methods. Thousand Oaks, CA: Sage, 2014.

Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of childhood? Provenance, promise, and problems // Constructing and reconstructing childhood / Ed. by A. James, A. Prout. Abingdon, UK: Routledge, 2015.

Reason P., Bradbury H. (eds) Handbook of action research: Participative inquiry and practice. London, UK: Sage, 2001.

Savinskaya O. One More Step in Childhood Research Discovering. Review. Doing Mental Health Research with Children and Adolescents. A Guide to Qualitative Methods. By M. O’Reilly, N. Parker. Sage, 2014 // The Qualitative Report. 2016. No. 21(1). P. 68–70.

Shaw C.R. The Jack-Roller: A Delinquent Boy’s Own Story, Chicago: University of Chicago Press, 1930.

Thrasher E.M. The Gang: A Study of 1,313 Gangs in Chicago. Chicago: University of Chicago Press, 1927.

Wyness M. Childhood, culture and society in a global context. Los Angeles (CA): Sage, 2018.

Содержание номера № 7, 2023