Социальное настроение россиян:
структура и влияние на помогающее поведение
Мерсиянова И. В.
кандидат социологических наук, заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях департамента политики и управления факультета социальных наук, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. imersianova@hse.ru
Брюхно А. С.
стажер-исследователь научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. abryuhno@hse.ru
ID статьи на сайте журнала:
Исследование выполнено при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ «Высшая школа экономики»
Мерсиянова И. В., Брюхно А. С. Социальное настроение россиян: структура и влияние на помогающее поведение // Социологические исследования. 2023. № 9. С. 29-40.
DOI 10.31857/S013216250027776-6
Социальное настроение – комплексный индикатор, позволяющий опосредованно оценить эмоционально-рациональное восприятие населением экономических, политических и социальных процессов, происходящих в обществе, и их влияние на социальное самочувствие. Авторами рассмотрены четыре основных аспекта социального настроения современных россиян: оценка ситуации в стране; социальное самочувствие россиян; степень оптимизма; потенциал общественной солидаризации, включающий доверие и готовность к объединению с другими людьми. На основании данных всероссийского опроса, проведенного в сентябре 2022 г. (N = 2015) Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, выявлено, что в целом в российском обществе тогда преобладали позитивные социальные настроения. Кластерный анализ выявил шесть групп, отличающихся друг от друга с точки зрения четырёх вышеперечисленных аспектов. Изучение вовлечения представителей различных кластеров в волонтерскую деятельность и другие практики помогающего поведения показало, что есть связь социального настроения с помогающим поведением, которая опосредована воздействием других вышеназванных аспектов.
Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Эффект инерции в формировании социальных настроений // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. № 3 (83). С. 85–94.
Боченкова Н.А. Социальное настроение и его влияние на поведение населения // Социальная политика и социология. 2014. Т. 2. № 1 (102). С. 199–212.
Боченкова Н.А. Социальное настроение россиян в современных социально-экономических условиях // Вестник университета. 2012. № 13–1. С. 213–218.
Васильева О.В. Социальное настроение как генеральный индикатор позиции социального субъекта в обществе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2017. № 1–2 (61). С. 48–55.
Васильева О.В. Социологическое измерение социального настроения. Постнеклассический подход // Управление устойчивым развитием. 2019. № 5. С. 53–60.
Каминский В.С. Социальное настроение жителей Вологодской области в условиях экономического кризиса // Социологическая наука и социальная практика. 2016. Т. 4. № 2 (14). С. 21–39.
Каминский В.С. Социальное самочувствие населения Вологодской области в 2010–2015 гг. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016a. № 1. С. 136–147.
Кученкова А.В. Социальное самочувствие и субъективное благополучие: соотношение понятий и способов измерения // Вестник РГГУ. Сер. «Философия. Социология. Искусствоведение». 2016. № 2 (4). С. 118–127.
Лушникова О.Л. Социальные настроения жителей монотерриторий Хакасии // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. № 1. С. 173–183.
Михайлова Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социологические исследования. 2010. № 3. С. 45–49.
Морев М.В., Каминский В.С. Методологические особенности изучения социальных настроений на региональном уровне // Проблемы развития территории. 2013. Т. 5. № 67. С. 96–103.
Морев М.В., Каминский В.С. Социальное настроение: факторы формирования и территориальные особенности // Проблемы развития территории. 2014. Т. 4. № 4. С. 48–66.
Назаров М.М., Кублицкая Е.А. Социальные настроения в столичном мегаполисе: результаты сравнительного анализа // Наука. Культура. Общество. 2016. № 1. С. 171–188.
Саксудаева С.О. Основные характеристики социального настроения молодежи (на примере Республики Бурятия) // Вестник Бурятского госуниверситета. Философия. 2009. № 6. С. 190–193.
Тихонова Е.В. Социальное настроение как индикатор восприятия населением социальной действительности // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3 (16). С. 12–16.
Тощенко Ж.Т. Социальное настроение – феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования. 1998. № 1. С. 21–34.
Тощенко Ж.Т., Харченко С.В. Социальное настроение. М.: Academia, 1996.
Харченко С.В. Феномен и природа социального настроения // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1. С. 168–170.
Черепанова М.И., Горбунова А.А., Сарыглар С.А. Социальное самочувствие населения как индикатор безопасноси и доверия в Алтайском крае // Society and Security Insights. 2020. Т. 3. № 1. С. 90–101.
Conceição P., Bandura R. Measuring subjective wellbeing: A summary review of the literature // United Nations development programme (UNDP) development studies, working paper. 2008.
Diener E. Subjective well-being // Psychological bulletin. 1984. Vol. 95. No. 3. Р. 542–575.