Оценки влияния санкций на работу высокопродуктивных российских ученых
Дежина И. Г.
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента инноваций Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; руководитель аналитического Департамента научно-технологического развития, Сколковский институт науки и технологий, Москва, Россия. i.dezhina@skoltech.ru
Нефедова А. И.
кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия anefedova@hse.ru
ID статьи на сайте журнала:
Дежина И. Г., Нефедова А. И. Оценки влияния санкций на работу высокопродуктивных российских ученых // Социологические исследования. 2023. № 12. С. 19-31.
DOI 10.31857/S013216250029334-0
В статье представлены оценки влияния на работу высокопродуктивных российских ученых санкционных ограничений, введение которых началось в 2022 г. Проанализированы общий контекст этих ограничений в отношении российской науки и ответные меры Правительства РФ. В качестве эмпирической базы использовались данные социологического опроса НИУ ВШЭ в июне–сентябре 2022 г. в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» (N = 1967, в выборку вошли ученые, по уровню публикационной активности попадающие в первые пять процентилей по ядру РИНЦ)1 . Опрос показал, что с санкционными ограничениями столкнулись три четверти высокопродуктивных ученых. Наибольшие проблемы возникли из-за экономических санкций, что проявилось в ухудшении или прекращении доступа к материально-технической базе, информационным ресурсам и базам данных. Относительно меньшее влияние санкций наблюдалось в области международных связей и кооперации с зарубежными организациями-партнерами. Сильнее санкционные ограничения почувствовали на себе международно мобильные ученые до 35 лет, работающие в области естественных, технических и медицинских наук.
Borusyak L. (2022) A new wave of highly educated emigration: why they leave Russia. Palladium. Vol. 3. No. 2: 98–115. DOI: 10.55167/29b32cb46280. (In Russ.)
Brainard J. (2022) Few journals heed calls to boycott Russian papers. Science. March 10. DOI: 10.1126/science.adb1981.
Dezhina I.G. (2022) Science under Sanctions: the Experience of Iranian Universities. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. Vol. 26. No. 3: 22–34. DOI: 10.15826/umpa.2022.03.019/. (In Russ.)
Dezhina I.G. (2023) Russia’s Science Policy in 2018–2022: Controversial Signals. Sotsiologicheskiy zhurnal [Russian Sociological Journal]. Vol. 29. No. 2: 132–149. DOI: 10.19181/socjour.2023.29.2.10. (In Russ.)
Felbermayr G., Morgan T., Syropoulos C., Yotov Y. (2021) Understanding economic sanctions: Interdisciplinary perspectives on theory and evidence. European Economic Review. No. 135: 103720. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2021.103720.
Gaind N., Abbott A., Witze A. et al. (2022) Seven ways the war in Ukraine is changing global science. Nature. No. 607: 440–443. DOI: 10.1038/d41586-022-01960-0.
Gimpelson V.E. (2022) Russian human capital in times of sanctions and countersanctions: Some redistributive implications. Zhurnal Novoi ekonomicheskoi associacii [Journal of the New Economic Association]. No. 3(55): 234–238. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-55-3-16. (In Russ.)
Golubchik A.M., Pak E.V. (2022) Parallel imports to Russia: certain aspects of logistics. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik [Russian Foreign Economic Journal]. Nо. 10: 27–37. (In Russ.)
Gordin M. (2022) A century of science boycotts. Nature. No. 606: 27–29. DOI: 10.1038/d41586-022-01475-8.
Gusev A.B., Yurevich M.A. (2022) Science Policy of Russia – 2022: the profession is not dearer than the Motherland. Moscow: Pero. (In Russ.)
Johnson J., Adams J., Grant J., Murphy D. (2022) Stumbling bear, soaring dragon. Russia, China and the geopolitics of global science. Harvard Kennedy School for Business and Government, Clarivate, The Policy Institute, King’s College London.
Jones L. (2015) Societies Under Siege. Exploring How International Economic Sanctions (Do Not) Work. Oxford, Oxford University Press.
Kokabisaghi F., Miller A.C., Bashar F.R. et al. (2019) Impact of United States political sanctions on international collaborations and research in Iran. BMJ Global Health. Vol. 4. No. 5: e001692.
Kotsemir M.N., Dyachenko E., Nefedova A. (2022) Mobile young researchers and their non-mobile ‘twins’: who is winning the academic race? Scientometrics. Vol. 127. No. 12: 7307–7332. DOI: 10.1007/s11192-022-04488-2.
Morgan T.C., Bapat N., Kobayashi Y. (2014) Threat and imposition of economic sanctions 1945–2005: Updating the TIES dataset. Conflict Management and Peace Science. No. 31(5): 541–558. DOI: 10.1177/0738894213520379.
Mulder N. (2022) How America Learned to Love (Ineffective) Sanctions. Foreign Policy. January 30. URL: https://foreignpolicy.com/2022/01/30/us-sanctions-reliance-results/ (accessed: 14.08.2023).
Neuenkirch M., Neumeier F. (2015) The impact of UN and US economic sanctions on GDP growth. European Journal of Political Economy. Vol. 40. Nо. 2: 110–125. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2015.09.00.
Özdamar Ö., Shahin E. (2021) Consequences of economic sanctions: The state of the art and paths forward. International Studies Review. Vol. 23. No. 4: 1646–1671.
Pala T. (2021) The Effectiveness of Economic Sanctions: A Literature Review. NISPAcee Journal of Public Administration and Policy. Vol. 14. No. 1: 239–259.
Simola H. (2022) Trade sanctions and Russian production. BOFIT Policy Briefs. Nо. 4. URL: http://urn.fi/URN: NBN: fi: bof-202205101191 (accessed: 14.08.2023).
Sitkevich D.A., Starodubrovskaya I.V. (2022) Short-Term and Long-Term Consequences of Sanctions: Experience of Iran and Yugoslavia. Voprosy teoreticheskoy ekonomiki [Questions of Theoretical Economics]. No. 3: 77–98. (In Russ.)
Teslia P.N. (2023) How Economic Sanctions (Don’t) Work (about Lee Jones’ book “Societies under Siege”). ECO. No. 4: 183–192. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2023-4-183-192. (In Russ.)
UNESCO Science Report. The race against time for smarter development. Paris: UNESCO. 2021.