Субъективная социальная мобильность выпускников вузов через призму их образовательных траекторий

Субъективная социальная мобильность выпускников вузов через призму их образовательных траекторий


Лукина А. А.

младший научный сотрудник, Институт образования, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. aalukina@hse.ru

Мальцева В. А.

кандидат экономических наук, доцент, директор Центра развития навыков и профессионального образования, Институт образования, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия vamaltseva@hse.ru

Розенфельд Н. Я.

стажер-исследователь, Институт образования, НИУ «Высшая школа экономики», Москва, Россия. nrozenfeld@hse.ru

DOI: 10.31857/S0132162524010109
ID статьи на сайте журнала:


Исследование выполнено за счет гранта РНФ (проект № 22-18-00533).


Ссылка при цитировании:

Лукина А. А., Мальцева В. А., Розенфельд Н. Я. Субъективная социальная мобильность выпускников вузов через призму их образовательных траекторий // Социологические исследования. 2024. № 1. С. 109-124.
DOI 10.31857/S0132162524010109



Аннотация

В статье на данных лонгитюда «Траектории в образовании и профес‑ сии» рассматриваются паттерны субъективной социальной мобильности выпускников российских вузов. Анализ динамики субъективных статусов, измеренных по шкале де‑ сятиступенчатой «социальной лестницы», показал, что выпускники вузов чаще осталь‑ ных ощущают статусный переход вниз и не характеризуются более выраженной вос‑ ходящей мобильностью или воспроизводством высокого статуса; при этом для них бо‑ лее характерно сохранение средних статусных позиций. Это означает, что с позиции субъективного восприятия высшее образование, во‑первых, не закрепляет статусные привилегии в молодежной когорте, а во‑вторых, не всегда играет роль социального лифта. Анализ паттернов мобильности в разрезе траекторий на пути в высшее образо‑ вание показал, что выпускники вузов, ранее окончившие ссуз, характеризуются воспро‑ изводством высокого статуса. С точки зрения отличий динамики субъективных статусов в короткой (бакалавриат) и длинной (магистратура) траекториях последняя оказалась более «рискованной»: выпускники магистратуры чаще перемещаются либо вверх, либо вниз по социальной лестнице. Короткие же траектории в большей мере характеризуют‑ ся статусным воспроизводством. Результаты исследования предлагают новые эмпири‑ ческие основания для проблематизации рассмотрения высшего образования как «од‑ нородного» уровня образования, а также однозначности его работы как социального лифта на пути к социальной мобильности.


Ключевые слова
социальная мобильность; субъективная мобильность; высшее образование; неравенство; молодежь; образовательные траектории


Список литературы

Вебер М. Класс, сословия, партии (фрагменты из книги «Хозяйство и общество») // Личность. Культура. Общество. 2003. Т. 5. № 1–2 (15–16). С. 139–156.

Гимпельсон В.Е. Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности // Экономический журнал ВШЭ. 2019. № 2. С. 185–237.

Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. Эволюция структуры рабочих мест в России: поляризация, улучшение, застой? // Вопросы экономики. 2023. № 1. С. 59–85.

Епихина Ю.Б. Благополучие как показатель субъективной мобильности // Мир России. Социология. Этнология. 2023. Т. 32. № 3. С. 97–118.

Загирова Ф.Р., Романенко К.Р., Макарьева А.Ю. «И все такие разные». Академическая неоднородность студентов: анализ, восприятие, практики Вып. 4(25). М.: НИУ ВШЭ, 2019.

Капелюшников Р.И. Отдача от образования в России: ниже некуда?: препринт WP3/2021/03/. М.: НИУ ВШЭ, 2021.

Лукина А.А. Образовательные траектории студентов первого поколения как кейс неравенства в высшем образовании // Вопросы образования. 2023. № 2. С. 133–160.

Лукьянова А.Л. Отдача от образования: что показывает мета-анализ // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 14. № 3. С. 326–348.

Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Доступность высшего образования в России: как превратить экспансию в равенство. Вып. 7(67): Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42.

Мальцева В.А., Розенфельд Н.Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов // Вопросы образования. 2022. № 3. С. 99–148.

Мареева С.В., Слободенюк Е.Д., Аникин В.А. Толерантность к социальным неравенствам в эпоху неопределенности в России: важна ли субъективная мобильность? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 1. С. 39–60.

Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Дифференциация качества высшего образования и заработных плат выпускников в России // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 161–190.

Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 69–92.

Рощин С.Ю. и др. Выпускники высшего образования на российском рынке труда: тренды и вызовы: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. М.: НИУ ВШЭ, 2022.

Рощин С.Ю. и др. Выпускники среднего профессионального образования на российском рынке труда: докл. к XXIV Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2023 г. М.: НИУ ВШЭ, 2023.

Тихонова Н.Е. Межгенерационное воспроизводство профессиональных статусов и классовой принадлежности в современном российском обществе // Вопросы теоретической экономики. 2021. № 2. С. 61–78.

Тихонова Н.Е. Модель субъективной стратификации российского общества и ее динамика. Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2018a. № 1–2(126). С. 17–29.

Тихонова Н.Е. Стратификация по жизненным шансам массовых слоев современного российского общества. Социологические исследования, 2018b. № 6(6). С. 53–65.

Чиркина Т.А., Гусейнова А.Г. Социальная дифференциация образовательных планов при поступлении в вузы: информационный бюллетень / Под ред. Я.И. Кузьминова. Вып. 12. М.: НИУ ВШЭ, 2021.

Altonji J.G., Zhong L. The Labor Market Returns to Advanced Degrees // Journal of Labor Economics. 2021. No. 39(2). P. 303–360.

Cheng S. A life course trajectory framework for understanding the intracohort pattern of wage inequality // American Journal of Sociology. 2014. No. 120(3). P. 633–700.

Duru-Bellat M., Kieffer A. Objective/subjective: The two facets of social mobility // Sociologie du travail. 2008. No. 50(4). P. e1-e18.

Gugushvili A. Why do people perceive themselves as being downwardly or upwardly mobile? // Acta Sociologica. 2021. No. 64(1) P. 3–23.

Jackman M., Jackman R. An Interpretation of the Relation Between Objective and Subjective Social Status // American Sociological Review. 1973. Vol. 38 (October).

Kelley J., Evans M.D.R. Class and Class Conflict in Six Western Nations // American Sociological Review. 1995. No. 60. P. 157–178.

OECD. Broken Social Elevator?: How to Promote Social Mobility. OECD Publishing, 2018.

Wakeling P., Laurison D. Are postgraduate qualifications the ‘new frontier of social mobility’? // The British Journal of Sociology. 2017. Vol. 68. No. 3. P. 533–555.

Yastrebov G., Kosyakova Y., Kurakin D. Slipping Past the Test: Heterogeneous Effects of Social Background in the Context of Inconsistent Selection Mechanisms in Higher Education // Sociology of Education. 2018. Vol. 91. No. 3. P. 224–241.

Содержание номера № 1, 2024